Рекомендации для педагогов «Основные формы работы по приобщению детей к чтению в ДОУ»
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68»
Рекомендации для педагогов
«Основные формы работы по приобщению детей к чтению в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель Башмакова М.А.
2023 г
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой данной проблемы является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь?
- Уголок чтения – традиционная форма работы. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
- Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для лучшей организации можно составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки.
- Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Им интересны не только сами стихи писателей, но и то, какой они были в детстве, чем интересовались.
- Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
- Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений являются очень интересными. Например, «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие», «Сказка глазами детей». В их оформлении могут принимать активное участие дети всех возрастов и их родители.
- Создание детьми книг-самоделок.
- Празднование именин произведения. Для этого можно создать специальный календарь «Книжкины именины», где представлены книги, которые отмечают свой юбилей.
- Оформление макетов по мотивам любимых сказок. К изготовлению макетов можно привлечь детей и родителей.
- Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы и папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят очень читать книги. Можно практиковать форму работы, где родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
- Посещение занятий в городской детской библиотеке.
Требования по оформлению уголка книги
При устройстве уголка книги необходимо соблюдать ряд требований, которые выделяют М.М. Алексеева и В.И. Яшина:
- Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
- Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света, чтобы дети не портили зрение.
- Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением может быть бюст или портрет, какого-либо писателя, предметы народного искусства.
- В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников.
- Рядом целесообразно иметь шкаф для хранения альбомов, материала для ремонта книг, персонажей и декораций для теневого театра и др.
- Необходима периодическая сменяемость материала и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.
Методические требования
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы оно вошло в привычку, создало традицию в жизни группы.
Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 10 – 15 мин. в младших группах, 20 – 25 мин. – в старшей и подготовительной.
Чтение вне занятия должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок присоединяется добровольно. Остальные дети обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая чтению.
Читая книгу, воспитатель выступает партнером детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр.); монотонное механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей желание слушать даже очень интересную книгу.
Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объема чтение может занять от 2 до 10 – 12 дней).
Важное условие организации общения с книгой и формирования у детей нравственно-эстетических личностных качеств – создание атмосферы радости и удовольствия от чтения, творческое сотрудничество детей и взрослых.
Методика организации детского чтения
Воспитание и обучение с помощью художественной литературы требует соблюдения следующих принципов: в содержании текста должны быть отражены предметы или действия, яркие впечатления из опыта ребенка или те, которые можно воспроизвести и конкретизировать; необходимо сочетать чтение и прослушивание текста с инсценированием, широко применяя наглядность; следует привлекать ребенка к активному, действенному участию в инсценировании и декламации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"
В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Презентация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества». ...
Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"
Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами работы по приобщению детей к чтению художественной литера...