Рекомендации для педагогов «Основные формы работы по приобщению детей к чтению в ДОУ»
материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68» Рекомендации для педагогов «Основные формы работы по приобщению детей к чтению в ДОУ» Подготовила: воспитатель Башмакова М.А. 2023 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Рекомендации для педагогов

«Основные формы работы по приобщению детей к чтению в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель Башмакова М.А.

2023 г

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой данной проблемы является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь?

  1. Уголок чтения – традиционная форма работы. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
  2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для лучшей организации можно составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки.
  3. Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Им интересны не только сами стихи писателей, но и то, какой они были в детстве, чем интересовались.
  4. Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  5. Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений являются очень интересными. Например, «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие», «Сказка глазами детей». В их оформлении могут принимать активное участие дети всех возрастов и их родители.
  6. Создание детьми книг-самоделок.
  7. Празднование именин произведения. Для этого можно создать специальный календарь «Книжкины именины», где представлены книги, которые отмечают свой юбилей.
  8. Оформление макетов по мотивам любимых сказок. К изготовлению макетов можно привлечь детей и родителей.
  9. Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы и папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят очень читать книги. Можно практиковать форму работы, где родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
  10. Посещение занятий в городской детской библиотеке.  

Требования по оформлению уголка книги

          При устройстве уголка книги необходимо соблюдать ряд требований, которые выделяют М.М. Алексеева и В.И. Яшина: 

  1. Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
  2. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света, чтобы дети не портили зрение. 
  3. Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением может быть бюст или портрет, какого-либо писателя, предметы народного искусства. 
  4. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. 
  5. Рядом целесообразно иметь шкаф для хранения альбомов, материала для ремонта книг, персонажей и декораций для теневого театра и др.
  6. Необходима периодическая сменяемость материала и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. 

Методические требования

         Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы оно вошло в привычку, создало традицию в жизни группы.

          Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 10 – 15 мин. в младших группах, 20 – 25 мин. – в старшей и подготовительной.

          Чтение вне занятия должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок присоединяется добровольно. Остальные дети обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая чтению.

          Читая книгу, воспитатель выступает партнером детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр.); монотонное механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей желание слушать даже очень интересную книгу.

          Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объема чтение может занять от 2 до 10 – 12 дней).

          Важное условие организации общения с книгой и формирования у детей нравственно-эстетических личностных качеств – создание атмосферы радости и удовольствия от чтения, творческое сотрудничество детей и взрослых.

Методика организации детского чтения

          Воспитание и обучение с помощью художественной литературы требует соблюдения следующих принципов: в содержании текста должны быть отражены предметы или действия, яркие впечатления из опыта ребенка или те, которые можно воспроизвести и конкретизировать; необходимо сочетать чтение и прослушивание текста с инсценированием, широко применяя наглядность; следует привлекать ребенка к активному, действенному участию в инсценировании и декламации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"

В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....

Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».       В. Сухомлинский   Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...

Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».       В. Сухомлинский   Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...

Формы работы по приобщению детей к чтению

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

Презентация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества».                         ...

Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами  работы по приобщению детей к чтению художественной литера...