Статья на тему: Как развить тактильные ощущения у ребенка с инвалидностью
статья

Романова Светлана Владимировна

Как развить тактильные ощущения у ребенка с инвалидностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развить тактильные ощущения у ребенка с инвалидностью

Дети знакомятся с окружающим миром через прикосновения. Но что делать, если у ребенка в силу особенностей здоровья нарушены тактильные ощущения? Для решения этой проблемы в центрах для детей-сирот используются специальные коррекционные методики. О них рассказывает педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Светлана Романова.

От простого к сложному

«Наши специалисты сами разработали программу, которую используют в реабилитации детей, — говорит Светлана Романова. — Очень важна атмосфера, в которой проходят занятия: всё проводим в игровой форме, в процессе поддерживаем с ребенком контакт словами или действиями».

Педагоги работают над формированием у ребят с тяжелыми множественными нарушениями развития здоровых телесных ощущений, тактильного восприятия.

Занятия проводятся в несколько этапов с постепенным усложнением задач. «Сначала определяем зоны кожной чувствительности, учим положительно реагировать на прикосновения. Например, равномерно похлопываем и поглаживаем различные части тела ребенка», — рассказывает педагог.

Очень помогает игра в сухом бассейне — это новый для тела и мозга опыт.

«На следующем этапе начинаем знакомить ребят с ощущениями от прикосновений к коже различных фактур: теплый воздух из фена, поглаживание мягким предметом, касание смоченной в горячей или холодной воде тканью, резиновой игрушкой и так далее», — продолжает специалист.

Затем упражнения усложняются, и педагог побуждает ребенка исследовать окружающий мир. «Беру в руку ладонь ребенка, и мы вместе ощупываем различные предметы. Или, например, использую вязаную перчатку с нашитыми на нее пуговицами разных размеров и форм. Предлагаю ребенку потрогать каждую пуговицу, поздороваться с каждым пальчиком. Можно использовать в качестве упражнения нанизывание бусин на нить, пересыпание песка или крупы из одной емкости в другую», — поясняет Светлана Романова.

Освоив предмет с помощью взрослого, ребенок может переходить на следующий этап — выполнять с ним самостоятельные действия: ощупывать одной и двумя руками, удерживать и т.д.

Обучение самостоятельности

Светлана Романова рассказывает о семилетней воспитаннице центра Маше. Сейчас девочка находится уже на третьем этапе программы: выполняет совместные с педагогом действия, исследуя различные предметы.

«Три года назад мелкая моторика рук Маши была несформированной. Она не могла контролировать мышечные усилия, не было целенаправленных движений, согласованности действий, — вспоминает педагог. — Вначале мы учились удерживать бусины в пальцах, затем нанизывать их, а потом уже одновременно удерживать нить и нанизывать на нее бусины. В упражнении „пересыпания“ у Маши не получалось попасть в емкость. Сейчас со всеми этими задачами она справляется».

Систематическая и целенаправленная работа по развитию тактильных ощущений у детей с нарушениями развития обязательно даст результат. Речь идет не только о расширении представления ребят об окружающем мире, но и о том, чтобы помочь им овладеть простейшими навыками самообслуживания — застегнуть пуговицы, завязать шнурки.

«Дети смогут решать практические бытовые задачи, у них расширятся возможности для игр. Все это имеет огромное значение для развития психики ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития», — резюмирует Светлана Романова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Как развить у ребенка чувство защищённости"

Чувство защищенности – неотъемлемая потребность ребенка, необходимая для его полноценного развития. Когда малыш чувствует себя в безопасности, он приобретает уверенность в своих силах, уходят страх и ...

Статья на тему "Влияние изобразительного искусства на развитие ребенка".

Данный материал отображает актуальность изучения данной темы....

Статья на тему: "Значение и задачи музыкального развития ребенка"

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....

Статья на тему: "Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье"

Задачи музыкального воспитания детей в семье.Методы обучения в семье.Формы организации музыкальной деятельности детей в семье....

Статья по теме"Как развить эмоции у детей"

Повышение компетентности родителей в вопросах проявления эмоций и как можно развивать эмоции у детей....

Статья на тему: "Как развить мелкую моторику ребенка в домашних условиях"

Сейчас на полках магазинов можно найти всевозможные игры, игрушки и центры для развития мелкой моторики для разного возраста. Но не всем семьям они доступны и не всем детям интересны. Очень часто, осв...

Статья на тему: " Как развить у детей дошкольного возраста интерес к художественно-продуктивным видам деятельности"

Эта статья рассказывает для чего и почему ребенок должен развивать свои качества в художественно-продуктивной деятельности....