Статья "Что такое игра для ребенка?"
статья

Панасюк Светлана Сергеевна

… Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем есть период в ней, когда игра – в центре жизнедеятельности человека, становится «стихией» (Ф. Фребель), приобретает особое значение не только для дня сегодняшнего, но и для будущего

Игра является неотъемлемой частью в жизни ребенка....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_igra_dlya_rebenka.docx410.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое игра для ребенка?» 

… Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем есть период в ней, когда игра – в центре жизнедеятельности человека, становится «стихией» (Ф. Фребель), приобретает особое значение не только для дня сегодняшнего, но и для будущего

Игра является неотъемлемой частью в жизни ребенка. В игре дети проводят большую часть своей жизни, принимая различные роли и выполняя действия.  В результате чего, ребенок познает мир, делает первые открытия, учится взаимодействовать со сверстниками. Порой для ребенка игра - это что-то большее, чем для взрослых работа. Они проявляют любознательность, пытливость, учатся новому и учат новому нас, взрослых. Даже самый зажатый и неуверенный в себе ребенок, который проживает в своем мире,  раскрывается как бутон цветка и учится жить среди прекрасной клумбы. Игра дает возможность понять ребенку, какое место он занимает в мире. Она создает пространство, где ребенок  экспериментирует,  придумывает свои правила, учится проигрывать и выигрывать, брать на себя ответственность.  Игра необходима ребенку. Она способствует самовыражению.

Педагог С. Т. Шацкий , особое значение придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра, - писал Шацкий, - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В игре развивается память, внимание, мышление, логика. Расширяются представления об окружающей действительности.  Дети учатся сравнивать предметы, делить их по цвету, форме, знакомятся со свойствами материала, из которых они сделаны. В процессе игры у детей развиваются такие нравственные качества, как: честность, доброжелательность, смелость, ответственность.  Большое значение имеет и эстетическое воспитание в процессе игры.  Это красочное оборудование,  художественное слово воспитателя, все это учит детей понимать красоту.  

Игры в жизни ребенка должно быть много, она должна, постепенно усложнятся и переходить в другой вид деятельности.

Существует огромное количество игр. И все они разделяются по основным видам:

  • Экспериментальная игра - игра, основанная на проведении экспериментов. Эти игры будет интересны детям 4-6 лет, так как они требуют концентрации внимания, усидчивости. Эти игры  развивают творческий подход, интерес к наукам, умение собирать и обрабатывать информацию, тягу к познавательной деятельности. В ходе экспериментов не забудьте предложить ребенку  предположить, что же должно получиться из опыта, а затем что получилось, что нет, и почему. Это научит его последовательно излагать мысли, объяснять и пояснять свои мысли.  
  • Игры с правилами - речь идет об играх,  которые строятся на определенных правилах, которые часто бывают сформированы исторически (салки, прятки). В зависимости от желания и фантазии их можно дополнить новыми правилами.  

Такие игры развивают навыки коммуникации, ведь часто бывают командными.  Речь идет как о противостоянии и соперничестве, так и о слаженной работе в команде для достижения общего наилучшего результата. Это очень важно для развития и социализации детей.

Делятся такие игры на следующие подтипы:

  • -Дидактические – игры в жизни ребенка, направленные на развитие усидчивости, внимания и следования правилам.
  • -Подвижные – основой игры является двигательная активность. Удобней подобные занятия проводить на свежем воздухе или в специально оборудованном помещении (спортивный уголок дома или в детском саду, например).
  • Творческие игры – игры, всецело направленные на развитие творческого мышления, фантазии. Они достаточно сложны для взрослого человека, потому что нельзя заранее предугадать, что и как будет делать ребенок, а значит, подготовиться не получится. Делятся они на следующие подтипы:
  • -Сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка – обыгрывание реальных ситуаций из жизни или историй из любимых книг и мультфильмов. Поскольку подобные занятия предусматривают распределение ролей и следование определенной канве сюжета, они позволяют ребенку попробовать на себе различные социальные роли (врач, мама, злодей из сказки), а также наглядно показывают, что такое хорошо и что такое плохо.  
  • -Строительно-конструктивные – различные конструкторы, кубики и прочие материалы, которые позволяют проявить ребенку фантазию и реализовать ее с помощью определенных инструментов. Игра не ограничивается одним набором предметов, можно подключить их несколько, от этого процесс будет еще интереснее и многообразнее.
  • -Театрализованные – по сути, это та же сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка, но предусматривающая наличие зрителей (это могут быть родители или, например, сверстники). Помимо прочего, театральные постановки позволяют перебороть малышу стеснение, учат общению с публикой, умению четко и с выражением говорить. Игры-забавы – шуточные, расслабляющие активности. Это могут быть различные потешки, пальчиковые игры, игры на повторение (повторяем действия за ведущим) или, например, щекотки. Роль такой игры в жизни ребенка заключается в том, что она позволяет расслабиться, снять напряжение как взрослым, так и детям. Необходимо включать в общение с ребенком по возможности все типы активностей, чтобы его личность могла развиваться гармонично. В таком случае он будет расти подвижным, воспитанным, усидчивым, с навыками работы в команде и выступлений на публике. Все это так или иначе пригодится ему как в период школы, так и во взрослой жизни. Родители в первую очередь должны показать пример, на который малышу стоит ориентироваться, а уже принять, освоить и применить к себе увиденную идею любой ребенок сможет сам.

  • Игры-забавы – шуточные, расслабляющие активности. Это могут быть различные потешки, пальчиковые игры, игры на повторение (повторяем действия за ведущим) или, например, щекотки. Роль такой игры в жизни ребенка заключается в том, что она позволяет расслабиться, снять напряжение как взрослым, так и детям.

Необходимо включать в общение с ребенком по возможности все типы активностей, чтобы его личность могла развиваться гармонично. В таком случае он будет расти подвижным, воспитанным, усидчивым, с навыками работы в команде и выступлений на публике. Все это так или иначе пригодится ему как в период школы, так и во взрослой жизни. Родители в первую очередь должны показать пример, на который малышу стоит ориентироваться, а уже принять, освоить и применить к себе увиденную идею любой ребенок сможет сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое игры головоломки

Игры головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

Что такое игра?

Консультация для родителей...

консультация для родителей "Что такое игра"

консультация для родителей в какие игры можно поиграть с детьми в дома...

Что такое игра? Зачем и как играть с детьми?

Что такое игра?  Зачем и как играть с детьми?...

Пальчиковые игры "Для чего нужны такие игры" - информация для родителей (стенд)

Пальчиковые игры –      это не только             увлекательные и эмоциональные игры,    но и очень ...

Что такое игра? Это учение? Это развлечение? Игра-дело серьезное...

Информация данного раздела поможет вам создать благоприятные условия для развития игры, узнать подробнее об   её основных этапах, о критериях отбора материала, с которым будет взаимодейстова...

Консультация для родителей "Что такое игра. Особенности игры ребёнка с РАС"

Создавать предметно - игровую среду для организации всех видов игр....