Мастер- класс для педагогов «Сокровищница страны великой математики»
учебно-методический материал

Ермакова Люда

Сегодня я покажу и расскажу о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательный математический многофункциональный планшет, дидактические игры – тренажёры, с помощью которых дети будут постигать математику с интересом и удовольствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_sokrovishchnitsa.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов

 «Сокровищница страны великой математики»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе, тема которого «Сокровищница страны великой математики».

Вы все, наверное,  видели фильм или читали повесть Лии Гераскиной – «В стране невыученных уроков». В ней заядлый лентяй и двоечник попадает в сказочную страну, где живут все его ошибки. В стране невыученных уроков  бывали и мы с вами, когда беспомощно плавали у доски, потому что делать уроки казалось нам скучным занятием.

Но скучных предметов не бывает. Я берусь  доказать вам это и приглашаю в гости к её величеству «Математике». Помогут мне в этом  игры.

Сегодня я покажу и расскажу о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательный математический многофункциональный планшет, дидактические игры – тренажёры, с помощью которых дети будут постигать математику с интересом и удовольствием.

Итак, начнём с разминки.        

Предлагаю вам занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, логическое мышление. Ответы не нужно произносить вслух, их будем рисовать на манке (песке):  

  1. Сколько концов у двух палок? (4) А у двух с половиной? (6)
  2.  Как с помощью двух палочек нарисовать  квадрат? (на угол подноса)
  3. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
  4. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  5.  Сколько вещей убежало от грязнули: «одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка , ускакала от меня» (3)

Молодцы, все справились с заданием. Ответы можно не только писать на манке, песке,  но и лепить из пластилина, предварительно сделав заготовки в виде палочек.

А теперь послушайте загадку:

                 Красное платьице, черные горошки

                 Кто это гуляет, по моей ладошке?

                 И летать умеет ловко, это… (божья коровка)

Посмотрите, это божьи коровки, а это- ромашковая поляна. Божьи коровки не могут найти свою ромашку. Поможем им? Для этого нужно посчитать чёрные кружки (показывает жучка) и посадить  божью коровку на цветок, с соответствующей цифрой.

Пожалуйста, Ольга Васильевна (Л. С., Г. В.)

Все справились с заданием. Каждая божья коровка нашла свой цветок.

Детям очень нравится эта игра. Она развивает мыслительные операции, умение считать, сравнивать числа.

А сейчас, давайте проверим, все ли вы внимательны. Игра наша называется   «Художники». Вы будете создавать картину с помощью различных геометрических фигур. Возьмите цветной лист бумаги, положите перед собой и слушайте внимательно.

Внизу листа в левом углу рисуем дерево. Для этого возьмите прямоугольник коричневого цвета и круг зелёного цвета.

Справа от дерева рядом строим дом из красного квадрата и жёлтого треугольника. Возьмите 2 жёлтых квадрата и сделайте окна.

В правом нижнем углу листа растёт ёлка, которая состоит из коричневого квадрата и трёх зелёных треугольников разных размеров. Разместите их снизу вверх в порядке убывания.

В верхнем правом углу  светит солнце. Картина готова. Если вы слушали меня внимательно, у всех должна получиться одна и та же картина.

Поднимите свои работы. Вы настоящие художники!

Уважаемые коллеги, хочу предложить вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии. Это «Математический куб».

В каждой группе найдётся обычный кубик. Я взяла мягкий, но можно использовать и пластмассовый. На пяти гранях куба- цифры от 1 до 5 и         круги, соответствующие числу. Шестая грань- модель множественного числа «Много». Вариантов игры множество. Один из них я вам сейчас покажу. Прошу всех встать в круг (воспитатель  с кубом в центре). Я бросаю кубик и называю предмет- существительное, вы должны  согласовать его с числительным, выпавшем на грани куба сверху, чтобы было видно и поймавшему, и остальным. Вы возвращаете куб, озвучивая словосочетание (например, заяц- три зайца). Существительные стараюсь называть такие, чтобы можно было выполнять движение (например, прыгаем три раза как заяц).

Поиграем? (хлопушка, самолёт, волчок, мяч, лошадка).

Немного отдохнули. А сейчас я хочу предложить вам, уважаемые коллеги, изготовить игру для развития математических способностей, логического мышления и ориентировку в пространстве «Математический планшет». Она проста в изготовлении и многофункциональна в использовании.

У вас на столе пенопластовая заготовка для игры, которую нужно разделить на 49 квадратов с помощью линейки и маркера. Приступайте к работе.

Наш планшет готов. Начинаем играть.

1 вариант игры:  Сверху накладываем кальку.

К нам обратились гномики. Они не могут попасть в замок. Им нужна наша помощь? Выполняя правильно задание, мы найдём такой предмет, который поможет гномикам. Возьмите фломастер, слушайте внимательно и рисуйте по клеточкам:

Найдите середину поля- это четвёртая клетка снизу, сверху, справа, слева. В левом верхнем углу клетки поставьте точку. Двигаемся на 1 клетку влево, 2 клетки вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево. И соедините точки. Что получилось. Поднимите свои рисунки. Ура! Мы с вами гномиков спасли, ключ от замка нашли!

Как я говорила, наш математический планшет многофункционален. Покажу другой вариант игры: На игровое поле выставляю фишки с деревом, кустом, пеньком, листом. На обратной стороне написаны цифры (например, на дереве- 1 , на кусте -2 и т.д.). Мама ежиха потеряла своих деток- три ежонка. Давайте поможем их найти. Дети передвигают ежиху по клеткам по указанию воспитателя.

Давайте и мы с вами поиграем. Выходите, ……… (2 клетки вверх и т.д. Куда пришла мама- ежиха (к дереву). Давайте посмотрим, есть за деревом ежата? Сколько ежат мы нашли? (2) Всех деток мы нашли? (нет, у мамы их трое). Значит нужно ещё искать (1 летка..) Здесь пенёк. Давайте посмотрим, есть за пеньком ежата? Сколько? (1). Два и один сколько будет? (3). Значит мы нашли всех деток. Мама ежиха очень рада и нас благодарит.

А сейчас  давайте  немного усовершенствуем наш математический планшет.

По клеткам на одинаковом расстоянии закрепляем канцелярские гвозди. Теперь он выглядит вот так (показ). Все действия на планшете мы будем выполнять с помощью цветных резинок, которые дают ребенку уникальную возможность прочувствовать пальцами изображаемые силуэты, а также различать предметы по цвету и развивать мелкую моторику.

Уважаемые коллеги,  предлагаю  разгадать загадку, а ответ нарисовать  с помощью резинки:

 

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Расположите  квадрат в левом верхнем углу (выполняют)

На фигуру посмотри

Три угла. Три стороны

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Правильно! Расположи треугольник внутри квадрата  (выполняют).

С помощью планшета и цветных резинок  можно выполнять различные задания:

Например:

-вы делаете большой квадрат или треугольник, ребёнок должен сделать такой же, но маленький;

- можно разделить фигуру на 2 равные части;

      Математический планшет можно использовать и для игры « Да-Нет-ка», которая учит ребят точно задавать вопросы и развивает интеллектуальные умения.  

Сейчас мы с вами задумаем предмет, изображенный  на планшете, а  один из участников   должен отгадать задуманный предмет, задавая вопросы, на которые мы можем отвечать только “Да” или “Нет”. 

 Лариса Анатольевна  у нас будет отгадывать задуманную нами геометрическую фигуру (пусть это будет красный прямоугольник).  

 Л.А. - Эта фигура находится сверху? – Нет. 

Л.А. - У этой фигуры 3 стороны? – Нет.

Л.А. -Это фигура красного цвета?- Да .

Л.А. - Это прямоугольник? – Да. 

Коллеги, такой планшет очень востребован у моих воспитанников. Я рекомендую его использовать родителям для закрепления математических понятий.

А сейчас, предлагаю вам  закрепить  ваши  знания  в «старой» доброй сказке на новый лад  (участникам раздаются маски)

Воспитатель: Купил дед компьютер. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож? Какую- то фигуру напоминает? А как включить не знает.

Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы:

- На какую геометрическую фигуру похож компьютер?

- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)

Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.

- А скажите, где сейчас стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….) А теперь?

Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:

Внучка: - Компьютер уже немодно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.

Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)

Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А Жучка в это время далеко бегала (на ковре 2 ленты: длинная и короткая)

- А скажите, пожалуйста, по какой дорожке  Жучка быстрее добежит до дома? (ответы).

- А почему вы выбрали эту дорожку? (ответы) (Бежит Жучка по короткой дорожке)

Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на компьютер  и уснула.

Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, в какое время суток все люди спят? (ночью)

- А обедают когда? (ответы)

- Когда мы в детский сад идём? (утром)

- Когда домой  возвращаемся? (вечером)

- А какое время суток сейчас? (день)

-Так  давайте кошку разбудим, пусть помогает.

Кошка проснулась, позвала мышку.  Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопку зацепила, компьютер и включился.

Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого давайте вспомним:

- Который по счету был дед? (1-й) Бери,  дедушка,  карточку со своей цифрой 1 .

- Которая по счету была внучка? (3-я) Ищи  карточку с цифрой 3.

- Которая по счету была бабка? (2-я) Бери, бабушка,  карточку со своей цифрой 2.

- Которая по счету была кошка? (5-я) Ищи  карточку с цифрой 5.

- Которая по счету была Жучка? (4-я) Ищи  карточку с цифрой 4.

- Которая по счету была мышка? (6-я) Бери, мышка,  карточку со своей цифрой 6.

Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку (выстраиваются по порядку: 1, 2, 3, 4, 5, 6)

И компьютер включился!

  - Скажите мне, пожалуйста,  какие математические понятия мы закрепили в  этой  сказке? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий»«больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)

А теперь, уважаемые коллеги, ответьте на вопрос: «С помощью чего в дошкольном возрасте можно сделать математику яркой и увлекательной? (с помощью игры, сказки)

- Да, именно в игре, сказке ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника и сам, не замечая, с удовольствием закрепляет математические представления, развивает логику, мышление.

Я благодарю вас за участие  и прошу высказать свою отношение к мастер- классу с помощью этих трёх предметов:

             Чемодан-   всё пригодится.

             Мясорубка- переработаю информацию.

              Корзина- выброшу в корзину.

Подойдите к тому предмету, который по- вашему мнению подходит для рефлексии нашей сегодняшней встречи.  

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что сегодня вы узнали для себя что-то новое и интересное. Посмотрите, какие замечательные игры у вас получились. Ваши дети будут рады с вами поиграть. Творческих вам успехов, профессионального оптимизма!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ЛОСКУТНАЯ СТРАНА.

Этот материал является частью долговременного проекта КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО НАРОДА, его частью РУССКАЯ ОБРЯДОВАЯ ИГРУШКА. Мастер-класс разрабатывался для курсов повышения квалификации для воспи...

Мастер – класс на тему: "Этот загадочный мир математики"

Закрепить прямой счет, счет двойками, состав числа из двух меньших, названия геометрических фигур и тел.Закрепить названия дней недели и определять их последовательность.Развивать мелкую моторику рук,...

Мастер - класс "Путешествие в Песочную страну"

Открытое занятие по познавательному развитию старших дошкольников. Экспериментирование с песком....

Авторская сказка «Сказка о Маше и Веселой точке в стране Великой Математики»

Сказка с использованием мультимедийной презентации направлена на привлечение детей к математическим понятиям....

Презентация «Сказка о Маше и Веселой точке в стране Великой Математики»

Презентация к авторской сказке, направленной на привлечение детей к математическим понятиям....

Мастер-класс «Сувенир-магнитик «75 лет Великой Победе!» в технике «декупаж».

Пояснительная записка.   В данном мастер-классе я расскажу о том, как можно легко и быстро сделать подарочный сувенир-магнит к празднику «День Победы»  в технике «деку...

Мастер-класс для педагогов "Песочная страна - страна чудес!"

Мастер-класс для педагогов с использованием элементов песочной терапии....