Картотека пальчиковых игр
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 4 – 5 лет
по тематическим неделям
«Детский сад»
Наша группа.
В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший – это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
- Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
- Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Игрушки
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок. (Поочерёдно загибают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибают пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан. (Загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать! (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Мои друзья
«Дружба»
Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке.)
Мы закончили считать.
«Дружные пальчики»
- Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
- С этим пальцем в лес ходил.
- С этим пальцем щи варил.
- С этим пальцем кашу ел.
- С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
Какой я? Что я знаю о себе?
«Наши пальчики – малютки»
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
«Пальчик, пальчик, прячься»
Пальчик прячется в ладошку. (Дети поколачивают сжатыми кулачками.)
Вот так, вот так.
Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)
Вот так, вот так.
Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)
Вот так, вот так.
Дары осени
«Фрукты»
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим
(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с желтой кожей.
(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот!
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»)
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идём мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём. (Загибают пальчики, начиная с большого)
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (Загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (Попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (Загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
Золотая осень
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук,
левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шёл неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
Ох! (один хлопок)
И ушёл. Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу)
Осень в лесу
«Животные зимой»
Спят зимой барсук и ежик, (загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку.)
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних теплых дней.
«У кого какая шубка»
Шуба серая у волка, (поочередно загибают пальцы, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»).
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди (качают головой из стороны в сторону).
И погода хмурая.
В гостях у бабушки в деревни
«Я в деревне отдыхаю»
Я в деревне отдыхаю, (руки на столе ладошками вниз разводить и соединять пальцы правой руки)
Всех зверей домашних знаю: (разводить и соединять пальцы левой руки)
Кролик, лошадь и коза, (называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.)
Кот, корова и свинья. (Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого)
А еще баран с овцой,
Да верный пес – (Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)
Помощник мой. (Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)
«Домашние птицы»
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета.
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
Наша Родина-Россия
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (По очереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Мой дом, мой город
«Дом»
На горе мы видим дом, (Кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом, (Волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты, (Руками «показать» деревья, кусты)
Вот душистые цветы. (Пальцами «показать» бутон)
Окружает всё забор, (Пальцами «показать» забор)
За забором - чистый двор. (Погладить ладонями стол)
Мы ворота открываем, («Открываем» кистями ворота)
К дому быстро подбегаем, (Пальцами пробежаться по столу)
В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!» (Постучать кулаком по столу)
Кто-то к нам идёт на стук. (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться)
В гости к другу мы пришли (Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то)
И подарки принесли.
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать. («Шагают» пальчиками обеих рук по столу)
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,
Три – красавица НЕВА,
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,
Пять – гуляю по САДОВОЙ,
Шесть – к ИСААКИЮ схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.
Как красив его наряд!
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА. (На каждое название загибают по одному пальцу)
Помощники в доме
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик5 тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга)
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом, (загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире. (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Моя семья
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да весёлая. (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются. (Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загнуть мизинцы)
Одежда, обувь, головные уборы
«Маша варежку надела»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки, (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Зимушка зима
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («Ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).
Зима в лесу
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке,
Мишке толстопятому,
Воробью, синичке,
Заиньке усатому. (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
«Хитрая лисичка»
Разминаем пальчики: раз, два, три! ( Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу)
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри! (Выражение лица очень хитрое)
Вот бежит лисичка, раз, два, три!
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Новый год к нам мчится
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку)
Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу)
Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук)
Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить)
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд)
Нам подарки принеси.
Здравствуй, Дедушка Мороз!
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали и резвились. (ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс. (Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы: (ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)
Зимние забавы
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку)
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Зимние виды спорта
«Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны)
Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки)
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
«Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах (Дети «скользят» шагают пальцами по столу «на лыжах»)
Снег холодный лыжи лижет («Скользят», делая поочередно движения пальцами)
А потом – на коньках, («бегут» на коньках)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Показывают, как лепят снежки сверху то одна рука, то другая)
А потом снежки катили, (катят воображаемый комок)
А потом без сил упали («кидают друг в друга»)
И домой побежали
Животные Севера
«Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять)
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять)
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи, (Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого)
На рыбу и тюленей охотятся они. (Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого)
«Тюлени»
Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, (Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу – труки при этом неподвижны).
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Дорожная безопасность
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
Транспорт
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай («Пересчет» пальчиков)
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
«Машины»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Профессии
«Пекарь»
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки. (Выполняем круговые движения ладонями)
Да сушки — Ванюшке, (Имитируем скатывание колобка)
Да баранки – Танюшке, (Поочередно соединяем большие пальцы)
Да бублики – Мишке, (обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки»)
Да калачи – Маришке.
«Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу)
А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке)
Повар леща берет
И опускает в компот. (Загибают указательный палец.
Бросает в котел поленья, средний
В печку кладет варенье безымянный
Мешает суп кочерыжкой, мизинец)
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! (Разводят руками)
День защитника Отечества
«Солдатская каша»
Мы крупу в ковше варили
(Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони)
Хорошенько посолили.
(Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу)
Здесь уже и ложка наша,
(Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка))
Так вкусна солдата каша!
(Облизать губы языком, показывая, как было вкусно)
«Солдатики»
Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.
(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони).
Знамя красное несут,
(Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя))
Пушки грозные везут
(Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек)
Международный женский день
«Все мамы хороши»
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши, (Показать все пальчики, «играя» ими)
Все красивы хороши!
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (сжать руки на груди)
Я стираю, (потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отряхаю, (стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю. (Постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать. (Сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (Указательный палец к губам)
Народные игры и игрушки
«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
«Матрешки»
Мы - веселые матрешки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту)
Пробуждение весны
«Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)
«Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула (Протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Весна в лесу
«На лужок пришли зайчата»
Медвежата, барсучата, (Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки)
Лягушата и енот: (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
«Зайка»
Зайка серенький сидит (Руки сжаты в кулаки)
И ушами шевелит. (Разгибают и сгибают пальцы)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Растирают пальцы и кисти рук.)
Книга наш друг
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (Хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (Поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, (Поочередно загибают пальчики на правой руке)
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. (Сжимают кулачки)
Этим сказкам каждый рад. (Хлопают в ладоши)
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы)
Из земли большую репку. (Указательные)
К ним пришла тут внучка, (Средние)
Подбежала Жучка, (Безымянные)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы)
Хоть держалась крепко, (Берут репку)
Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой)
Пернатые соседи
«Птицы прилетают»
С наступлением весны, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены)
Птицы прилетают. (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются)
А грачи у лужицы (Ладони раскрыты, соединены чашечкой)
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук)
Журавли летят торопятся, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены)
А малиновка и дрозд, (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты)
«Птичий щебет»
Птицы к дому подлетели
Птицы к дому подлетели (Два больших пальца обхватывают друг друга)
(Остальные делают взмахи, как птица крыльями)
На кормушку птички сели (Держим одну ладонь параллельно груди)
Стали зернышки клевать (Другой рукой, большим и указательным пальчиками,
соединенными вместе, ударяем по ладони)
И головками кивать (Соединяем пальчики вместе, изображая голову
птицы и делаем наклоны кистями ру)
Путешествие в космос
«В космосе»
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост».)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
«Луноход»
Посмотрите, луноход (Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук,
По Луне легко идет. переносят на руки часть веса
Он шагает очень важно, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой)
В нем сидит герой отважный. (Повторяют четверостишие несколько раз)
Водоем и его обитатели, аквариум
«Морские животные»
Жил да был один дельфин, (перед грудью, плавные движения влево – вправо)
Два конька дружили с ним. (Ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз)
Приплывали к ним киты, (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И акула и моржи.
Те учили их считать: (сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять. (Ладони сложены)
«Маленькие рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке (волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на воде (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (выполняем ныряющее движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)
А третья сказала: « Мне хочется спать» (ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).
Четвертая стала чуть – чуть замерзать (быстро качаем ладонями – дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!» ( ладони раскрываются и соединяются - рот)
Плывите скорей, чтоб он вас не схватил. ( волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
Растем здоровыми, активными, жизнерадостными
«Десять крепеньких ребят» (сжать пальцы в кулак)
Эти два - всему указки (показать два указательных пальца,
Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами)
Пальцы - два середнячка (показать два средних пальца,
Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами)
Ну, а эти безымянны молчуны, (Показать безымянные пальцы
всегда упрямы. остальные придерживать большими пальцами)
Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать)
Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные в кулаки,
Два больших и удалых.
«Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны)
Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки)
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
День победы
«Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.
(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)
В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.
(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми,
(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)
«Солдатики»
Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.
Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони).
Знамя красное несут,
Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя).
Пушки грозные везут.
Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек.
Цветы
«Первоцветы»
Вырос цветок на весенней полянке, (Неплотно соединяют ладони)
Нежную голову робко поднял. (Поднимают руки перед собой)
Ветер подул - он качнулся неловко, (Покачивают ладонями перед собой)
Вперед и назад, налево, направо (Вперед и назад, налево, направо)
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Насекомые
«Божьи коровки»
Божья коровка (дети машут руками)
Черная головка. (За голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (Руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (Пальчиком грозят)
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать - разжимать пальцы в кулак)
Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев)
Скоро лето
«Лето наступает»
Вот и лето наступает
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(Круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать («Домик»)
«Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...