Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки - ладошки» для детей раннего возраста
рабочая программа
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка: Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 74.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки - ладошки» для детей раннего возраста
Составил: воспитатель
Корнилова Олеся Викторовна.
Братск 2023г
Содержание: стр
- Пояснительная записка 2-4
- Содержание программы 5-10
- Планированные результаты 10
- Оценка. Методические материалы 11
- Литература 12
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка: Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Кружок «Ладушки-ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук - пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины) - рисование (на песке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание) - работа с сыпучими материалами (крупа, песок) - работа с бумагой (аппликация) - работа со шнурками, нитками - лепка, изготовление поделок из различных материалов
Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через кружковую работу с использованием разных видов продуктивной деятельности.
Актуальность проблемы: Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)
Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми пальчиковыми играми; развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.
Режим работы кружка: Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия: 15-20 минут. Форма работы: групповая.
Календарно-тематическое планирование кружка
Срок реализации | Тема занятия | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | Диагностика знаний и умений | Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом. | Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки |
«Следы на песке» | Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий. | Световые песочные столы | |
«Подсолнух» (2 занятия) | Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина | Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки | |
Октябрь | «Во саду ли, в огороде…» | Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Поролоновые шарики, гуашевые краски разных цветов, картон, салфетки, клеенки, муляжи овощей и фруктов. |
«Дождик, дождик, пуще…» | Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета | |
Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация) | Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность. | Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА | |
«Песочные фантазии» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой | |
Ноябрь | «Сухой бассейн» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения | Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов |
«Идем в магазин» | Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок. | Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.) | |
«Осьминог» | Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение. | Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки | |
«Мозаика» | Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук | Мозаика | |
Декабрь | «Снегирь» (2 занятия) | Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность. | Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки |
«Елочка пушистая» | Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением елочки | |
«Снеговик» | Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер | Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти | |
Январь | «Снег-снежок» | Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги. | Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки |
Мыльные пузыри (оттиски на пластилине), (2 занятия) | Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук. | Картон, цветной пластилин, мыльные пузыри, крышки от фломастеров, пластиковых бутылок | |
Февраль | «Птички клюют ягоды» | Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Световые песочные столы, подносы с манной крупой |
«Звездное небо» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук. | Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий | |
«Воздушные шары» | Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету | Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки. | |
«У ежа иголки» | Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки | |
Март | «Бусы для мамы» | Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук. | Макароны, разноцветные шнурки |
«Цыпленок» | Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка | |
«Пластилиновая мозаика» (2 занятия) | Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами), | Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы | |
Апрель | Игра с песком «Солнышко» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие - лучики | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой |
«Неваляшка» | Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки | |
«Подари солнышку лучик» (коллективная работа) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно. | Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки | |
«Мы рисуем, что хотим» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук. | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой | |
Май | «Божья коровка» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук | Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки |
«Бабочки на лугу» | Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки | |
«Палочки – выручалочки» | Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палочки, геометрические фигуры | |
Диагностика | Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами | Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки |
Планированные результаты: У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.
Методические материалы: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)
Оценка:
Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту. Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом. Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.
Литература:
1.Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 - 192 с.-(Ранний возраст)
2.Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, - 56 с.: цв. вкл.
3.Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба)
4.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительной образовательной услуге кружок "Ладушки-ладошки" (развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)
Работа по развитию мелкой мотрорики у детей раннего возраста...
Программа "Цветные ладошки" группа раннего возраста.
Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей дошкольников, а также обеспечения успешного п...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды деятельности...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста...
Пальчиковые игры по программе ладушки (вт.гр.ран.возраста, младшая, средняя, старшая, подготовительная)
Пальчиковые игры для групп:Вторая группа раннего возрастаМладшаяСредняяСтаршаяПодготовительная...
Картотека Потешки с жестами по программе "Ладушки" вторая группа раннего возраста
Потешки с жестами по программе "Ладушки" вторая группа раннего возраста...