Проектная деятельность в ДОУ.
проект
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному языку, краю, побудило коллектив нашего детского сада выбрать краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_cherez_skazku.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА
«Краеведение через сказку»
В.А.Сухомлинский писал «человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечиков, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонков в бездонном летнем небе, шорох снежинки и завывание вьюги, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края, русского языка – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному языку, краю, побудило коллектив нашего детского сада выбрать краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В детском саду ребенок проводит много времени. От того, насколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, с разумно спланированными зонами, совмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного, речевого воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.
Наш детский сад - система всестороннего развития ребенка, в организации которой принимают участие и взрослые, и дети. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его - права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимодействия с окружающим.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться.
В работе с детьми мы используем целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, разнообразные викторины и конкурсы.
Краеведение очень тесно связано с патриотическим воспитанием детей в ДОУ и поэтому мы проводим занятия по краеведению параллельно с занятиями по патриотическому и экологическому воспитанию.
Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее.
В полной мере понять и осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цвета и образов - не простое дело для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, словарный запас, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не обширен. Поэтому, подбирая методы и приемы воспитания, мы учитываем все особенности дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления.
Проект «Краеведение через сказку».
Наш проект основывается на сказке «Колобок», нашей землячки - известной писательницы Екатерины Алексеевны Авдеевой (Полевой). Над проектом мы работали в течение всего учебного года. Педагогами нашего дошкольного учреждения было разработано перспективно-тематическое планирование по знакомству со сказками Курской писательницы. Было создано предметно-развивающее пространство для реализации проекта «Краеведение через сказку». Наш проект тесно связан со структурой прогулки, содержит все её компоненты: игру, наблюдение, трудовую и творческую деятельность.
Задача педагогов – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа, мир животных, детский сад, родной край, труд людей, традиции. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому мы решили ввести в проект героя, который знаком детям с детства – это Колобок. Так как в основу проекта легла сказка «Колобок», а она основана на традициях русского народа, то мы постарались создать этот удивительный старинный быт.
Всё начинается на сельском дворе в деревенской «Русской избе».
Это своеобразный этнический уголок на территории детского сада. Создание этого уголка заняло немало сил и времени у работников нашего дошкольного учреждения.
В избе есть деревенская мебель, предметы быта, домашняя утварь. Весь интерьер избы соответствует старинной обстановке. Воспитанники имеют возможность покачать в люльке «младенца», подержать в руках утюг, лампу, рассмотреть вышивки, сделанные руками умельцев. Узнают значения слов, вышедших из нашего повседневного языка: печь, ухват, коромысло, кадка, завалинка, плетень. С удовольствием рассматривают предметы старины, изучают их, выясняют, как они работают, и как использовались в старину человеком. В нашем этническом уголке дети приобщаются к истокам русской национальной культуры, к традициям русского народа, получают ответы на многие вопросы: «Как жили люди в старину?», «Как работали?», «Чем украшали свой быт?», «Какие соблюдали обычаи?» Дети приобретают не только новые знания о жизни и быте людей, усваивают основные понятия: добро и зло, честь и бесчестие, прекрасное и безобразное, но и учатся формировать собственное отношение к ним, высказывать свое мнение.
Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом.
Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые воспитательные и познавательные возможности.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются настроения и чувства людей: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас ребёнка, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Поэтому Колобок ведет детей в гости к приветливой бабушке, которая на старинной прялке прядёт пряжу и рассказывает детям свои волшебные сказки, потешки, прибаутки, поёт старинные народные песни. Угощает детей ароматным чаем. С детьми проводятся досуги «Как в саду, садочке выросли цветочки», «Лучше нет Курского Тимони», также русские народные подвижные игры «Удар по веревочке», «Большой мяч», «Горелки», «У медведя во бору», «Гуси».
Здесь же Колобок знакомит детей с деревенской жизнью, домашними животными и птицами. Дети могут увидеть и потрогать руками колодец, посидеть на завалинке, почувствовать себя лихими наездниками.
Традиционными стали фольклорные праздники, которые дети любят: «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Сороки», «Троица», которые учатся добру, любви к Родине, родной природе.
Важным для дошкольников является и природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это луга и леса, сады и парки, участок детского сада. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы в нашем дошкольном учреждении создана предметно-развивающая среда, которая соответствует новым ФГОС и способствует позитивному отношению ребенка к природе, развивает наблюдательность; способствует обогащению чувственного опыта, словарного запаса; развивает чувство прекрасного от общения с объектами природы.
Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, наблюдения. Наблюдение – один из важнейших путей исследования природы.
Ознакомление с темой проходит системно и ненавязчиво. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать. А помогает понять многое неизведанное наш незаменимый Колобок. Он ведет за собой детей по экологической тропе, организованной на территории нашего детского сада.
Следом за Колобком мы попадаем на лесную полянку, где создан объект экологической тропы - «Мир насекомых». Здесь дети знакомятся с различными насекомыми, средой их обитания. Здесь же создан макет муравейника с муравьями. Наблюдая, дети делают выводы, как меняется жизнь насекомых в зависимости от природных условий и времен года. Воспитатели проводят беседы, читают сказки, рассказывают интересные истории из жизни насекомых, играют в различные игры с детьми.
На следующем участке экологической тропы Колобок знакомит детей с миром растений нашего края – это объект экологической тропы «Мир растений». Здесь дети узнают о пользе и вреде многих трав и кустарников, получают элементарные представления о стадиях роста и развития хорошо знакомых растений.
Далее Колобок знакомит детей с традиционным элементом территории детского сада – огородом. Наш огород универсальный. На нем есть овощные культуры: грядки картофеля, моркови, свеклы, капусты, а также ягоды клубники. Дети наблюдают за ростом кукурузы, лука, петрушки. По всему периметру огорода посажены злаковые культуры. А в импровизированных клумбах произрастают лекарственные растения.
Наше дошкольное учреждение расположено в центре города, далеко от лесных массивов. Дети не всегда имеют возможность побывать в лесу, в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу, не всегда владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Поэтому мы постарались создать на нашем участке и «Уголок леса». Здесь Колобок помогает воспитателям знакомить детей с разнообразными обитателями леса нашей полосы.
Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, педагоги широко используют стихотворения, народные приметы, пословицы, фольклорный материал. В результате дети получают много полезной информации о флоре и фауне нашего края, учатся беречь и любить природу, получают положительные эмоции от общения с природой и друг другом.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги обладают знаниями по истории родного края, творчески подходят к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.
Информация, данная педагогами, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми проводится работа с родителями. Для этого мы проводим выставки совместного творчества взрослых и детей, речевые и спортивные досуги.
Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Работая над проектом, нашему коллективу, как и многим другим, приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников, проявлять своё творчество, фантазию, индивидуальность. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры, языка поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...