Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Мир на планете – счастливы дети»
проект (средняя группа)
Обобщены исследования по проблеме создания дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_na_planete-schastlivy_deti_sokolova1.docx | 63.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка» п. Малиновский
Познавательно-творческий проект для детей средней группы
«Мир на планете – счастливы дети»
Автор воспитатель:
Соколова Н. В.
2021г
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной»
Украинская поэтесса Наталья Львовна Забила.
Состав участников: дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.
Цель проекта: создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.
Срок реализации: с 1 по 30 ноября.
Вид проекта: познавательно - творческий (оформление результата в виде выставок детских творческих работ).
Форма организации: взросло-детский.
Продолжительность – краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Форма представления продукта: выставки детских творческих работ.
Актуальность. Возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами. В настоящее время перед национально-региональной системой воспитания и обучения встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов России и становление демократической России в целом.
Очень важно, чтобы современный ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных и дружеских отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства. Также следует дать детям верные ориентиры в социальном окружении: о человеке следует судить не по его национальности, а по тому, каков он, следует судить по его делам и поступкам. Если человек делает добрые дела, то, следовательно, человек добрый, хороший.
Новизна: использование комплексного подхода в формировании основ этики межнационального общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Инновационная направленность: использование возможностей разных видов деятельности в создании дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.
Проблема: каким образом использовать разные виды деятельности дошкольников для создания дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.
Цель: создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1. Расширить знания детей о разных нациях и народностях.
2. Познакомить с декоративно-прикладным искусством разных народов.
3. Формировать полные, осознанные и обобщенные представления детей о дружбе.
4.Сформировать элементарные навыки этики межнационального общения.
5. Поощрять дружбу между детьми, научить дорожить дружбой, друзьями.
Развивающие задачи:
1. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками и между детьми разных национальностей.
2. Развивать эмоционально-положительные отношения детей друг к другу, независимо от национальности и пола.
3. Развивать связную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям.
2. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
3. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав представителей разных национальностей.
Работа с родителями:
Цель: привлечение родителей к активному участию в мероприятиях группы, вызвать желание участвовать в ней.
Задачи: развивать способность видеть в своих детях личность, уважать их мнение, обсуждать с ними предстоящую работу. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Приобщение к художественному творчеству, укрепление межнациональных отношений.
Принципы построения проекта:
–принцип системного обеспечения реализации цели и задач проекта (работа по проекту проводится целенаправленно, систематически, на основе планирования деятельности детей и взрослых;
–принцип комплексно-тематического планирования (предполагает погружение каждого ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить»тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями);
– принцип интеграции содержания образовательных областей (ФГОС ДО) и разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, коммуникативной видов деятельности детей);
–принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
– принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
– принцип индивидуального подхода на основе безоговорочного признания уникальности и ценности личности каждого ребенка;
– принцип учета эмоциональной окрашенности учебного материала – предполагает, что беседы, игры, задания, упражнения создают благоприятный эмоциональны фон, стимулируют положительные эмоции, развитие эмоционального интеллекта, снятие тревожности, коррекцию поведения каждого ребенка.
Планируемые (ожидаемые) результаты проекта.
1. Расширятся знания детей о разных нациях и народностях.
2. Дети ознакомятся с декоративно-прикладным искусством разных народов.
3. У детей будут сформированы полные, осознанные и обобщенные представления о дружбе.
4. У детей будут сформированы элементарные навыки этики межнационального общения.
5. Дети научатся пользоваться позитивной лексикой и согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении разных видов деятельности.
6.Дети научатся дружить и дорожить дружбой, друзьями.
7.Получат дальнейшее развитие основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками и между детьми разных национальностей.
8. Дети будут положительно относиться друг к другу и к другим людям независимо от национальности и пола.
9. У детей будет воспитано чувство уважения к национальным обычаям, традициям.
10.Дети станут доброжелательно относиться друг к другу, у них повысится культура дружеских отношений, будет преобладать толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав представителей разных национальностей.
11. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
Условия реализации проекта:
1.Взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых.
2.Использование активных методов и форм организации игровой, продуктивной (изобразительной), познавательной, речевой, коммуникативной видов деятельности.
3.Поэтапная организация деятельности детей в рамках проекта, которая обеспечивает создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения.
4. Взаимодействие с родителями.
Использование интеграции.
Проект основан на полной интеграции. Это означает, что создание дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общения, являясь главным направлением этого проекта, интегрируется с содержанием пяти образовательных областей, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием).
Проект реализуется в разных видах деятельности дошкольников: игровой, продуктивной (изобразительной), познавательной, речевой, коммуникативной.
В ходе работы по проекту дети общаются, играют, слушают рассказы воспитателя, беседуют, рисуют, выполняют аппликации, коллажи, слушают музыку, знакомятся с фольклорными и литературными произведениями разных народов, разучивают стихи про дружбу детей и представителей разных народов.
Формы организации с детьми: фронтальные, групповые (работа в малых группах по 3-5 чел.), парные, индивидуальные.
Формы организации с родителями: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Предполагаемые продукты детской деятельности:
• Выставки детских творческих работ:
1.Аппликация с мотивами орнамента народов Севера «Украсим варежку».
2. Рисование «Украшение игрушки (по мотивам филимоновской росписи).
3. Аппликация «Украсим рубашку для дедушки белорусским орнаментом».
• Коллаж «Нас много, и мы едины».
Основные этапы проекта
1.Целеполагание - актуальная и посильная задачи.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществлялась в соответствии с планом поэтапной реализации проекта и календарно-тематическим планом. В первом плане описаны этапы проекта. Второй план содержит мероприятия, проводимые с детьми в разных видах деятельности – игровой, продуктивной (изобразительной), познавательной, речевой, коммуникативной и др.
План поэтапной реализации проекта
Мероприятия | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап – целеполагание | |||
1. Анализ литературы. 2.Начальная диагностика уровня сформированности представлений о дружбеиэтики межнационального общения у детей. | 1. Определение актуальности, проблемы, цели и актуальных и посильных задач, ключевых понятий проекта. 2. Подготовка диагностического инструментария. | 1ая неделя | Воспитатели. |
II этап – разработка проекта | |||
1. Разработка перспективного планирования. 2. Организация развивающей предметно-пространственной среды. | 1. Подбор тем для продуктивной организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, отражающих культурные традиции разных народов. 2. Подборка бесед, стихотворений, сказок, рассказов, пальчиковых и подвижных игр разных народов, картин, иллюстраций. Подготовка дидактического и практического материала для работы с детьми | 2ая неделя | Воспитатели, родители, дети. |
III этап. Внедренческий (основной) – выполнение проекта | |||
Реализация плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности. | Проведение с детьми бесед, НОД, разучивание стихотворений, чтение и обсуждение сказок и рассказов разных народов. Подвижные народные игры, пальчиковые игры. Театрализованная деятельность. Представление проектного продукта: Выставка детских работ. | 1-4 неделя | Воспитатели. |
Взаимодействие с родителями. | Родительское собрание. Консультации. Оформление информационно-просветительского стенда. Открытые показы организованной образовательной деятельности. Выставки родительских и детских работ. | 1-4 неделя | Воспитатели |
Развивающая предметно-пространственная среда | 1.Пополнение Уголков чтения и ИЗО книгами, открытками, фотографиями, иллюстрациями о дружбе разных народов. 2.Создание картотек стихотворений, сказок, пальчиковых и подвижных игр разных народов. 3.Тематическая подборка для стенда «Для вас, родители». | 1-4 неделя | Воспитатели, родители |
IV этап. Итоговый (обобщающий) | |||
1. Итоговая диагностика детей. 2.Сравнительный анализов результатов. | 1.Повторная диагностика детей. 2. Обобщение результатов реализации проекта на педагогических советах, размещение на сайтах. 3. Определение перспектив и задач для новых проектов. | 4-ая неделя | Воспитатели |
Календарно-тематический план реализации проекта
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Первая неделя | Беседа:«Толерантность начинается с дружбы» Цель: формировать дружеские отношения между нациями Пальчиковые игры «Апельсин», «Дружные пальчики». Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, координации движений рук. Подвижная русская народная игра «Гуси-лебеди». Цель: Ознакомление с особенностями русской народной игры. Обучение детей действовать по сигналу водящего и выполнять правила игры. Развитие быстроты, ловкости и навыков бега | Беседа «Дружба начинается с улыбки». Цель: обобщение и расширение знаний о понятиях «друг», «дружба». Разучивание стихотворения Юрия Энтина «Про дружбу». Цель: развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Подвижная игра народов Севера«Хейро». Цель: развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения. | НОД. Аппликация с мотивами орнамента народов Севера «Украсим варежку» в нетрадиционной технике «Хантыйские мотивы бабушки Маяне». Цель: выполнение аппликации с использованием нетрадиционных техник. Подвижная азербайджанская народная игра «День-ночь». Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности. | Чтение художественной литературы. Белорусская народная сказка «Воробей и мышь». Цель: воспитание положительных моральных качеств; формирование неприятия отрицательных моделей поведения. Подвижная татарская народная игра «Ловишки». Цель: развитие быстрого бега, ловкости, ориентировки в пространстве. | Чтение художественной литературы. Рассказ Георгия Скребицкого «Дружба». Цель: воспитание интереса к литературе и расширение читательских интересов; формирование понимание дружеских отношений и положительные моральные качества. Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности. |
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Вторая неделя | Беседа «Мои друзья». Цель: обучение детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду. Подвижная русская народная игра «Жмурки» Цель: развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. | Беседа «О символах России и Белоруссии». Цель: ознакомление с особенностями государственной символики этих двух стран. Пальчиковые игры «Апельсин»,«Дружат дети в нашей группе».Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, точной и слаженной координации движений рук. Подвижная игра народов Севера«Рыбаки» Цель: развивать ловкость, внимание, смекалку, чувство товарищества, ориентировку в пространстве. | НОД. Аппликация«Украсим рубашку для дедушки белорусским орнаментом». Цель: воспитание интереса к произведениям белорусского декоративно-прикладного искусства. Подвижная белорусская народная игра «Иванка» Цель: внимание, ловкость развитие силовой выносливости, внимания, укрепление опорно-двигательного аппарата | Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк». Цель: формирование неприятия отрицательных моделей поведения (ложь, жадность и т.д.). Подвижная молдавская народная игра «Овцы и волк» Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус, действовать по словесной инструкции. | Разучивание стихотворения Галины Юсовой «Мы – друзья». Цель: развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Пальчиковая игра «Дружат дети в нашей группе». Цель: развитие координации движений рук. Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности. |
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Третья неделя | Беседа «Наши добрые дела». Цель: развитие у детей доброго отношения к окружающему миру и стремления совершать добрые поступки. Подвижная русская народная игра«У медведя во бору» Задачи: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь. | Ситуативная беседа «16 ноября – День толерантности: история возникновения и особенности». Цель: ознакомление с историей возникновения и проведения этого праздника. Подвижная игра народов Севера«Ловля оленей» Цель: развивать ловкость, внимание, смекалку, чувство товарищества, ориентировку в пространстве | НОД. Рисование «Украшение игрушки» (по мотивам филимоновской росписи). Цель: продолжать знакомить детей с особенностями народной росписи. Пальчиковые игры «Апельсин», «Дружат дети в нашей группе». Цель: развитие мелкой мускулатуры, точной и слаженной координации движений рук. Подвижная татарская народная «Хлопушки» Цель: развивать быстроту движений, внимание умение действовать со словами. | Чтение художественной литературы. Сказка народов ханты и манси «Береста, брусника и уголек». Цель: воспитание положительных моральных качеств; формирование неприятия отрицательных моделей поведения. Подвижная украинская народная игра «Волк и козлята» Цель: упражняться в беге, умении быстро находить свой домик. | Театрализованная деятельность. Инсценировка сказки Ш. Перо «Красная Шапочка». Цель: сплочение детского коллектива в поликультурной среде, формирование взаимопомощи, дружеского участия, умений работать в коллективе, достигать цели деятельности совместными усилиями. Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности. |
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Четвертая неделя | Беседа«История русской матрешки». Цель: знакомство с историей русской матрешки. Подвижная русская народная игра «Мороз-красный нос» Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. | Разучивание стихотворения Яны Дубенской «Мы разные». Цель: развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Подвижная игра народов Севера«Каюр и собаки» Цель: развивать ловкость, внимание, смекалку, чувство товарищества, ориентировку в пространстве | НОД. Коллаж «Нас много, и мы едины». Цель: формирование у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей; создание благоприятной психологической атмосферы в поликультурной среде детского сада. Подвижная азербайджанская народная игра «День-ночь». Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности. | Чтение художественной литературы. Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Цель: воспитание положительных моральных качеств. Подвижная татарская игра «Перехватчики» Цель: развивать ловкость, внимание. | Подготовка продукта проекта: выставок детских творческих работ. Приглашение зрителей (родителей, воспитателей и детей из других групп). Рассматривание, анализ, обсуждение результатов работы по проекту. Подвижные народные игры по выбору детей. Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений, внимательности. |
Взаимодействие с родителями.
Консультации для родителей на темы «Детская дружба», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Создание коллажа «Хоровод наций» из подручного материала. Создание макета с символами Белоруссии.
Пошив костюмов для кукол «Азербайджанка» и «Казашка»
Оценка результата (эффективность) проекта.
Эффективность проекта определяется с помощью оценки дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада. Такая оценка проводится с помощью педагогической диагностики детей дошкольного возраста по двум показателям:
1) сформированность этики межнационального общения;
2) сформированность представлений о дружбе.
Уровни сформированности – низкий, средний и высокий.
Уровеньсформированности этики межнационального общения (согласно исследованиям Э.Ю. Сусловой [Суслова, Э.Ю. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст] /Э.Ю. Суслова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 82-91] определялся по 3 критериям:
1. Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях.
2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, национальности.
3. Позитивная лексика в отношении детей друг к другу.
Диагностические методики.
Уровень сформированности этики межнационального общения определялся с помощью 2 методик, разработанных Э.Ю. Сусловой: «Сестренки» и «Угости конфетой».
Методика «Сестренки».
Процедура проведения. Детям было предложено творческое задание: завершить рассказ педагога по его началу.
Начало рассказа: «Однажды утром, когда дети завтракали, открылась дверь группы и вошла заведующая детского сада с двумя девочками, которые были очень похожи на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась на украинском языке), другая, молча с любопытством рассматривала детей. Педагог сказала, что сестренок зовут Злата и Иванка. Недавно они переехали из Украины в Россию, и теперь будут ходить в этот детский сад. А дальше вот что произошло...». «Так что же произошло потом?».
Ребенку дается задание продолжить и окончить этот рассказ.
Каждый ребенок, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение и разное отношение к детям другой национальности.
Оценивание результатов.
Диагностические параметры представляли собой вышеуказанные критерии, которые оценивались по трехбалльной шкале (1 - 3).
«1» балл выставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточно выражен.
«2» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен.
«3» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.
Методика «Угости конфетой».
Процедура проведения. Для этой методики заранее были подготовлены 8 картинок с изображением мальчиков и девочек разных национальностей. Сначала мы познакомили детей с ними, называя при этом имена и национальности сверстников, например: «Вот украинские ребята –Тарас и Иванка, русские – Маша и Саша, татарские – Алис и Юзя, грузины – Армис и Сулия».
Затем педагог предлагала детям рассмотреть костюмы детей разных национальностей, выделить особенности в их цвете, узорах, украшениях и т.д.
Потом приступала к самой методике, давая каждому ребенку такую инструкцию и задание: «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке (10-12 штук), они все твои, ты можешь съесть их сам, только вот сладости любят все дети, в том числе и те, с которыми ты только что познакомился. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их, всех)?».
Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» фиксировались на карточках, где был отражен характер действий каждого ребенка.
Оценивание результатов.
«1» балл – ребенок все конфеты оставляет себе.
«2» балла – ребенок угощает других «детей» 1-2 конфетами, не больше.
«3» балла – ребенок раздает все конфеты другим детям, а себе оставляет 1-2 конфеты.
Уровневые характеристики.
На основе выделенных критериев были определены уровни сформированности этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень этики межнационального общения: к данному уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Дети, находящиеся на данном уровне, умеют общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Они во всех ситуациях проявляют способность к сочувствию, угощают других детей конфетами, испытывают положительные эмоции и пользуются позитивной лексикой при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Средний уровень этики межнационального общения: к данному уровню причислены дети, которые обладают полными, существенными, конкретными знаниями о других нациях и народностях. Но, тем не менее, данные дети не всегда могут общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляют способность к сочувствию, угощают других детей 1-2 конфетами (не очень щедрые в их отношении), редко проявляют положительные эмоции и позитивную лексику при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Низкий уровеньэтики межнационального общения: на данном уровне находятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию они не проявляют, не хотят ничем делиться с другими детьми (не угощают никого из детей конфетами), позитивную лексику в общении с другими детьми не используют.
Уровни сформированности представлений о дружбе определялся по критериям и показателям, предложенным П.Г. Саморуковой [Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду; под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.].
Критерии и показатели сформированности представлений о дружбе у детей дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Полнота (объем) | Характеризует объем представлений ребенка, т.е меру соответствия представлений эталону: называет 4-5 характерных для дружбы признака (духовная близость, общность интересов, симпатия, доверие, взаимопомощь и др.). |
Осознанность | Характеризует степень осмысленности и понимания усвоенного представления. Ребенок приводит примеры проявления дружбы из литературы, мультфильмов, своего жизненного опыта. |
Обобщенность | Характеризует выявление сущности дружеских взаимоотношений. |
Доказательность | Характеризует умение доказывать и аргументировать свои ответы. |
Активность | Характеризует умение оперировать собственными представлениями о дружбе в реальной жизни, когда в своем поведении и действиях ребенок проявляет дружеские отношения: симпатию, сочувствие, понимание, взаимопомощь. |
Диагностические методики.
Методика диагностического изучения уровня сформированности представлений о дружбе у дошкольников включала беседу, игровую ситуацию, две экспериментальных ситуации и беседу по ним, проблемную ситуацию, рекомендованные Р.С. Буре [Буре Р.С. Дружные ребята: Программа по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре и др. - М.: Просвещение, 2015. - 141 с].
Для изучения полноты представлений детей о дружбе использовалась беседа.
Вопросы беседы:
1. Что такое дружба?
2. По каким признакам можно определить, что два человека дружат?
3. Если ты с кем-то дружишь, то что вы делаете вместе с другом?
4. С кем из детей твоей группы ты хотел(а) бы дружить и почему?
5. С кем бы не хотел(а) дружить, почему?
Оценивание результатов.
Низкий уровень – 1 балл – отсутствие представления (не может назвать ни одного признака дружбы, называет ошибочные признаки).
Средний уровень – 2 балла – фрагментарность представлений называет 1-2 признака.
Высокий уровень – 3 балла – полные представления в соответствии с эталоном.
Для изучения осознанности представлений детей о дружбе использовалась игровая ситуация «Помоги Незнайке».
Методика: воспитатель показывает ребенку куклу Незнайку и говорит, что ему дали задание вспомнить и привести примеры дружбы из сказок, стихотворений, рассказов, мультфильмов, своего опыта. Но Незнайка все забыл и ему нужна помощь. Воспитатель просит ребенка помочь Незнайке выполнить задание.
Оценивание результатов.
Низкий уровень – 1 балл – не может привести ни одного примера.
Средний уровень – 2 балла – приводит 2-3 примера.
Высокий уровень – 3 балла – приводит 4-5 примеров.
Для изучения обобщенности представлений детей о дружбе использовалась экспериментальная ситуация «Два сердитых мальчика» и беседа.
Методика: ребенку предлагаются картинки с изображением мальчиков, готовых к драке. Проводится беседа по вопросам:
1.Как ты думаешь, эти мальчики друзья?
2.Как бы ты поступил, чтобы не случилось драки?
3.А если драка произошла, как это может отразиться на дружбе мальчиков?
4.Что делать, чтобы злость проходила, а дружба оставалась?
Оценивание результатов.
Низкий уровень – 1 балл – не может выявить сущность дружеских взаимоотношений.
Средний уровень – 2 балла – может выявить сущность только с помощью взрослого.
Высокий уровень – 3 балла – самостоятельно без посторонней помощи выявляет сущность дружеских взаимоотношений.
Для изучения доказательности представлений детей о дружбе использовалась проблемная ситуация.
Методика: воспитатель описывает ситуацию: два мальчика (две девочки) в группе вместе играют, рисуют, читают книги. Они очень хорошо относятся друг к другу, проявляют заботу, внимательность друг к другу и окружающим. Если один ребенок заболеет и не приходит в детский сад, то другой скучает, интересуется, скоро ли другой выздоровеет». Вопрос ребенку: Как ты думаешь, можно ли сказать, что эти мальчики (девочки) – друзья? Почему?
Оценивание результатов.
Низкий уровень – 1 балл – не может доказать и аргументировать свой ответ.
Средний уровень – 2 балла – частично может доказать и аргументировать свой ответ.
Высокий уровень – 3 балла – доказывает и аргументирует свой ответ.
Для изучения активности представлений детей о дружбе использовалась экспериментальная ситуация «Большие мальчики обижают девочку, которая является твоим другом. Она плачет. Ты: проходишь мимо; зовешь взрослого или маму;сам заступаешься за девочку и помогаешь разрешить конфликт».
Оценивание результатов.
Низкий уровень – 1 балл – отсутствие дружеских поступков и действий.
Средний уровень – 2 балла – ситуативное проявление дружеских отношений, замечаются нарушения правил дружбы.
Высокий уровень – 3 балла – постоянно проявляет дружеские отношения в разных видах деятельности.
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый ребенок за выполнение всех диагностических заданий, – 15 баллов. Распределение детей по уровням сформированности представлений о дружбе производилось по следующей шкале:
- высокий уровень – 13-15 баллов;
- средний уровень – 8-12 баллов;
- низкий уровень – 7 баллов и меньше.
Уровневые характеристики.
Высокий уровень представлений о дружбе: ребенок имеет полные представления о дружбе, ее признаках и проявлениях, может привести достаточное количество примеров проявления дружеских отношений, самостоятельно выявляет сущность дружеских взаимоотношений, доказывает и аргументирует свой ответ. В действиях и поступках ребенка постоянно проявляются дружеские отношения. Он не нарушает правил дружбы.
Средний уровень представлений о дружбе: ребенок имеет фрагментарные представления о дружбе, ее признаках и проявлениях, может привести ограниченное количество примеров проявления дружеских отношений, может выявить сущность дружеских взаимоотношений с помощью взрослого, частично может доказать и аргументировать свой ответ. В действиях и поступках ребенка дружеские отношения проявляются ситуативно. Замечаются нарушения правил дружбы в поведении.
Низкий уровень представлений о дружбе: ребенок не знает, что такое дружба, не может назвать ее признаки, привести примеры проявления дружеских отношений, не может выявить сущность дружеских взаимоотношений, доказать и аргументировать свой ответ. В действиях и поступках ребенка нет проявлений дружеских отношений.
Теоретическая и практическая значимость проекта: обобщены исследования по проблеме создания дружеской атмосферы в поликультурной среде группы детского сада посредством овладения детьми основами этики межнационального общении. Проект может быть рекомендован для внедрения в практику работы воспитателей детских садов, специалистов в области системы дополнительного образования (летние лагеря, кружки, секции) в целях формирования этики межнационального общения и дружеских отношений у детей дошкольного возраста.
Риски проекта:
– существенное изменение ситуации детства во многих регионах (показатели здоровья, обездвиженность, сужение круга общения, свободы передвижения, тактильного опыта детей и т.п.), сопровождаемое качественным изменением многих психосоматических характеристик;
– профессиональная неготовность большинства педагогических коллективов к этим новым трудностям во взаимодействии с воспитанниками и их родителями;
– повышение требовательности родителей к педагогам.
Материально-техническое оснащение.
Игровая комната.
Детская площадка для прогулок или спортзал (проведение народных подвижных игр).
Интерактивная доска.
Компьютер (ноутбук).
Аудиоплеер. Записи спокойной музыки.
Материалы для продуктивных видов деятельности (рисования, аппликации): бумага (цветная и белая), картон синего цвета, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, ножницы, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки и т.д.
Наглядный материал: матрешки, образцы орнаментов разных народов; филимоновские и дымковские игрушки; фотографии, рисунки с изображением рубашек, салфеток, полотенец, вышитых белорусским орнаментом, иллюстрации с изображением мужчин в белорусском национальном костюме.
Раздаточный материал и оборудование: трафареты узора «оленьи рога», крупа; бумажные силуэты филимоновских игрушек; силуэты рубашки, вырезанных из белой бумаги, полоски из красной цветной бумаги, вырезанные квадраты красной бумаги.
Используемая литература
- Суслова Э.Ю. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст] /Э.Ю. Суслова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 82-91
- Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду; под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
- Буре Р.С. Дружные ребята: Программа по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре и др. - М.: Просвещение, 2015. - 141 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".
Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....
Мастер-класс для детей средней группы по теме: "Планета Земля - самая красивая, самая любимая"
Данные материалы могут быть полезны воспитателям при организации совместной деятельности с детьми по теме: "Космос"....
Конспект открытого занятие по экологии «Сбережём свою планету» для детей средней группы.
Открытое занятие по экологии для детей средней группы....
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...
Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти
Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...
Проект для детей средней группы. Тема: «Украсим планету цветами».
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и, конечно же, знать! На сегодняшний момент актуальной задачей перед человеком стоит вопрос о ...
Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы. "ВОЛШЕБНАЯ КНИГА Зимы." для детей средней группы.
Новогодний сценарий для детей среднего возраста с интересными персонажами, которые живут в волшебной книге Зимы....