Проблема духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья

Мулгачева Раиса Витальевна
 
 
Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и  социокультурным нормам  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,  общества»[20]. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»  
В научной литературе  «духовно-нравственное воспитание» рассматривается как приобщение к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали.  Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысла-жизненных ценностей [2]. 
В задачи духовно-нравственного воспитания входит: освоение нравственных понятий, представление о нравственных, духовных человеческих ценностях, развитие нравственных чувств и переживаний,  формирование нравственных убеждений, а также основы нравственного поведения [3].
Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.
Считаем, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду,  дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка [8].
Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это  любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ,  и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников  с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.   
Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного  образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.
Наиболее важной,  проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».  Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю  необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и  к обществу в целом.  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности [12].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…»  В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.  Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор  вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления  в детском саду  детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками  происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из  жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки.  Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.  Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора,  и,  конечно же, побуждают  ребенка найти выход из  данной ситуации. В пословицах и поговорках в  краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников[13].
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей. 
Важную  роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают  национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
Задача,  стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок,  отобрать, наиболее доступные ему.Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что  и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является  наиболее характерным для данной местности или данного края.
 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема духовно-нравственное воспитание дошкольников

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и  социокультурным нормам  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,  общества»[20]. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»  

В научной литературе  «духовно-нравственное воспитание» рассматривается как приобщение к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали.  Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысла-жизненных ценностей [2].

В задачи духовно-нравственного воспитания входит: освоение нравственных понятий, представление о нравственных, духовных человеческих ценностях, развитие нравственных чувств и переживаний,  формирование нравственных убеждений, а также основы нравственного поведения [3].

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаем, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду,  дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка [8].

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это  любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ,  и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников  с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.   

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного  образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной,  проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».  Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю  необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и  к обществу в целом.  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности [12].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…»  В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.  Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор  вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления  в детском саду  детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками  происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из  жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки.  Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.  Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора,  и,  конечно же, побуждают  ребенка найти выход из  данной ситуации. В пословицах и поговорках в  краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников[13].

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей. 

Важную  роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают  национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

Задача,  стоящая перед педагогом  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок,  отобрать, наиболее доступные ему.Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что  и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является  наиболее характерным для данной местности или данного края.

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности актуальности проблемы духовно- нравственного воспитания детей. Из опыта работы с дошкольниками.

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ          Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспита...

Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

План работы педагогов в рамках сетевой модели взаимодействия по проблемам духовно - нравственного воспитания дошкольников на учебный год

План работы педагогов в рамках сетевой модели взаимодействия по проблемам духовно - нравственного воспитания дошкольников на ___ учебный год...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Проблема духовно - нравственного воспитания современных дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников...

Актуальность и проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена  стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий с...