Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_master_klass_dlya_vospitateley_publikatsiya.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре»
Автор: Сорокина И.А.
Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре."Русские народные промыслы", "Посуда".
Задачи:
- Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре;
- Формирование у участников мастер – класса мотивации к использованию в образовательном процессе продуктивной творческой деятельности;
- Познакомить с особенностями изготовления аппликации из цветной бумаги деревянных ложек с хохломским узором.
Форма проведения мастер-класса:
- с педагогами и для них без участия детей;
- лекция с элементами презентации + практическая работа.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
Материалы и инструменты для работы:
Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
О важности приобщения дошкольников к русской культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям народа. Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.
Душа народа - жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни,
Его ремёсла и наряды.
В чём суть ее?
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым.
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.
2. Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас на свой мастер–класс, где познакомлю с разнообразием русской культурой – посуда, русские народные промыслы, научу Вас изготовлению украшению ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.
Хотелось бы отметить, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, русской культуры отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и живые наглядные предметы и материалы, которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с народными промыслами, бытовыми предметами старины.Русская народная культура тесно взаимосвязана с народным творчеством.
Так в своей группе я создала виртуальный мини-музей «Русская изба» посвящённый декоративно – прикладному творчеству в быту.Дети знакомятся с предметами старины, народно прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.
Отгадайте загадку
И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша.
Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций. Постепенно из домашнего обихода исчезли ложки деревянные, но они получили «вторую жизнь», став шумовым ударным инструментом.
Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.
Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.
Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Делали ложки из разных пород деревьев: яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”
С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.
Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"
Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.
Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость.
Была березовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее не одно, а два.
Два чуда –
Две чудесных ложки!
Округлых, звонких расписных!
Чечетку даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!
Бежали по дорожке, собирали ложки.
Ложки не простые, ложки хохломские
Вятские, смоленские, ложки деревенские.
Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.
Ой, же – говори, заиграем ложкари.
Мы сегодня будем делать с вами изготовление украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи из цветной бумаги.
Для её изготовления нам понадобится:
Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.
Правила работы с ножницами:
-не играй с ножницами, это не игрушка;
-не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;
-нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;
- нельзя передавать ножницы остриём наружу;
- нельзя размахивать ножницами;
-нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.
3. Практическая часть.
Последовательность изготовление ложки
- Переводим шаблоны на цветную бумагу: жёлтое основание, зелёные листья, красные ягоды. Вырезаем.
- Приклеиваем большие листья.
- Приклеиваем красные клубнички.
- Приклеиваем маленький листик.
- Приклеиваем ягодки красной смородины.
- На клубничках чёрным фломастером рисуем точки-зёрнышки.
- На листиках тёмно-зелёным фломастером рисуем прожилки.
- На ложке рисуем зелёные завитки.
- Красным цветом на ручке у ложки раскрашиваем основание и кончик.
- Чёрным фломастером обводим все элементы узора для яркости. Наша работа готова.
Хохломская роспись-алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома.
Подведение итога мастер-класса
Подводя итог хочу сказать, что знакомство детей с русской народной культурой, традициями, народным промыслом с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
Рефлексия участников мастер-класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста....
мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."
Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с с родителями в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает воспитателям разработать...
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к русским народным играм"
...через детей последующих поколений детские игры повторяются, сноваоживляются в памяти живущихпоколений и снова молодеют... ...
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через сказку.
Проблема развития нравственных чувств у дошкольников является чрезвычайно актуальной. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии...
"Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста"
В основе понятия нравственного воспитания лежат термины мораль и нравственность....
Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств через приобщение к русской культуре»
Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре. "Русские народные промыслы", "Посуда".Задачи:Передача педагогического о...
Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств через приобщение к русской культуре»
Задачи:Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у...