Из опыта работы по использованию разных технологий в нод с детьми младшего возраста
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
В своей работе я использую приемлемые для младшего дошкольного возраста технологии: игра, здоровьесбережение и т.д.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В работе используется не только традиционные методы и приемы. В опыте отражена система элементов ТРИЗ, которая решает проблемные ситуации и вопросы, используются игровые задания, игры - экспериментирования с предметами и материалами, элементы театрализации, творческие задания.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников, учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
В моей работе мне помогает классификация сказок:
1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре имечтают – воображают) .
3. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть) .
Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка. На занятиях по сказкотерапии учу составлять словесные образы, в процессы чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.
Практика показала, что в играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и стимулирует его речевое общение. Целесообразно начинать использо-вать ТРИЗ-технологии, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Это не значит, что он должен говорить развернутыми предложениями, он должен при помощи речи суметь выразить свои мысли и действия. Применение данной технологии обуслов-лено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их от-стаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей. Одной из важных задач воспитателя, работающего с детьми младшего возраста – адапта-ция детей к детскому саду. Важно, чтобы ребенок не боялся говорить, поэтому им дается только положительная оценка, используются приемы поправления (все объясняю, но не настаиваю). Каждый ребенок не остается без внимания, его важно выслушать, не торо-пить, возможно подсказать нужные слова при затруднении. Занятия организованы таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили ха-рактер урока. Больше всего малыши любят играть, игры ТРИЗ-технологии очень интерес-ны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Особенно эффектно рассказывание с исполь-зованием театрализации (настольный, магнитный, кукольный или другой вид театра). В качестве наглядного пособия можно использовать хорошо знакомые детям настольно-печатные игры такие как «Найди парочку», «Чей малыш? », «Кто что ест?» важно, чтобы материал был хорошо знаком и понятен детям.
«Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подводила, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, предлагаем использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание,воображение и речь ( как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни , она помогает устанавливать связи с окружающими людьми , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.
Начиная со 2-й младшей группы, можно использовать мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак, какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов). Для начала необходимо познакомить детей с графическим способом предоставления информации. Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.
Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Переводить картинки частично в графический вид можно с детьми второй младшей группы во 2-й половине года.
«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже
В настоящее время, конструктивная деятельность занимает особое место в воспитании дошкольника. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата.
Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка: нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника. Но самое главное заключается в том, что конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки «не слушаются», и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника данного возраста.
Новизной и отличительной особенностью опыта является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Главное отличие технологии ТРИЗ от класси-ческого подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. В режимных моментах, на прогулке, при умывании можно использовать при-ем причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Прием причин-но-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему? », «зачем? » и т. д. ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практиче-ски во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных момен-тах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен ре-зультатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышле-нию.
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Из опыта работы об использовании здоровьесберегающих технологий
В своей работе я использую разработанную в МБДОУ программу «Мозаика здоровья. Цель программы: профилактическая и оздоровительная работа с детьми в дошкольном учреждении, через здоровьесберегающие техн...
Презентация опыта работы по использованию здоровьесберегащих технологий
Существуют здоровьесберегающие технологии, которые помогают в развитии умственных способностей, любознательности, воображения, самообучаемости, межполушарной специализации и ме...
Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Целью работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....
Из опыта работы по использованию нетрадиционной техники рисования "Эбру" с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Из опыта работы по использованию нетрадиционной техники рисования "Эбру" с детьми дошкольного возраста с ТНР....