Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека - труд»
проект (средняя группа)
Тип проекта: познавательно-практический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zemlyu_krasit_solntse_a_cheloveka_trud.docx | 18.9 КБ |
planirovanie.docx | 17.78 КБ |
poslovitsy_i_pogovorki_o_trude.docx | 16.7 КБ |
metod_rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 361.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Псковского района
Псковской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Родинская средняя общеобразовательная школа Псковского района», ул. Школьная, д.3, дер. Родина,
Псковского района, ОГРН 1026002344500 ИНН 6018008643 / КПП 6018011001_
"Землю красит солнце,
а человека - труд"
(средняя группа)
Выполнили
Воспитатель 1 категории
Коновалова Виктория
Сергеевна
Воспитатель
Крюкова Ольга
Вячеславовна
2022-2023г.
Введение.
Труд - это могучий воспитатель,
в педагогической системе воспитания
А. С. Макаренко.
Трудовое воспитание детей всегда оставалось и остаётся одной из актуальных проблем педагогики.
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно - полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
-развитие трудовой деятельности;
-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
-формы организации детей: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проектов.
К сожалению, в обществе утрачено уважительное отношение к труду, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организовано так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, её талантов.
Труд способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, обязательность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе, формируется интерес к качественной работе. Все эти перечисленные качества, сформированные в процессе труда, в будущем окажут положительное влияние на формирование учебной деятельности и приведут к успеху ребёнка в новой роли «ученика».
Продолжая работу над формированием трудовых навыков у дошкольников, мы разработали проект «Солнце красит землю, а человека - труд», через чтение художественной литературы, заучивания пословиц и поговорок о труде и непосредственно через трудовую деятельность детей, целью которого стала формирование положительного отношения к труду.
Ожидаемый результат
Сформированность ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Землю красит солнце, а человека - труд»
Автор проекта: Коновалова В.С.
Продолжительность проекта: 1 ноября 2022 – 1 мая 2023г
Тип проекта: познавательно-практический
Участники проекта: воспитатели, родители, дети среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: средний дошкольный возраст.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: развитие у дошкольников осознания важности труда для общества, воспитание стремления к получению радости от собственного труда, качественного выполнения общего дела.
Цель
формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи
1. Воспитывать желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
6. Учить доводить начатое дело до конца
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление перспективного планирования основного этапа проекта.
Основной этап
1. Реализация проекта
2. Проведение мероприятий
Заключительный этап
Проведения НОД «Посадка семян цветов на клумбы и овощей в огороде на подоконнике »
Показ презентаций на итоговом родительском собрании «Терпенье и труд все перетрут»
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Срок | Работа с детьми | Цель | Работа с родителями |
Ноябрь 1 неделя | 1.Беседа «Всему свое место» 2. Сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в гости» | Закрепить умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. | Консультация «Трудовое воспитание в семье - надо начинать» |
Ноябрь 2 неделя | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» | расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира, необходимых для работы людям разных профессий. | |
Ноябрь 3 неделя | «Умывание» Самообслуживание в процессе умывания Игра «Мы пришли умыться» Знаем, знаем, да, да, да Где тут прячется вода Выходи, водица, Мы пришли умыться. Упражнение «Закатаем рукава» Руки надо чисто мыть Рукава нельзя мочить Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Федорино Горе»; | Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения. Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды. | Консультация «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста». |
Ноябрь 4 неделя | Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Мойдодыр» | Цель: формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. | |
Декабрь 1 неделя | "Землю красит солнце, а человека — труд".Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Упражнение "Поможем растениям в уголке природы". | Цель: учить понимать смысл пословиц и поговорок о труде Цель: приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения, поддерживать интерес к уходу за растениями.. | |
Декабрь 2 неделя | Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?» Протирание пыли в игровых уголках | Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы. Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми | |
Декабрь 3 неделя | Беседа «Что мы знаем о профессиях». Рассматривание иллюстраций о профессиях Сюжетно- ролевая игра "Парикмахерская | Цель: расширение и уточнение знаний детей о профессиях (врач, парикмахер, повар, воспитатель, пожарный и т. д.). Воспитывать интерес к различным профессиям. Цель: Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- парикмахер. | |
Декабрь 4 неделя | Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?» Дидактическая игра «Можно или нельзя». | Цель: продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада; показать, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Цель: закрепить правила обращения с бытовыми электроприборами | |
Январь 1 неделя | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ |
Январь 2 неделя | Упражнение. «Стирка кукольного белья» Игра- упражнение «Одежкин домик» | Цель: Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. Цель: учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку. | |
Январь 3 неделя | «Дежурство» Наблюдение "Поможем птичкам" | Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций. Воспитывать доброе отношение к птицам, желание помочь им в трудное для них время. | |
Январь 4 неделя | Ручной труд "Книжкина больница" Упражнение "Уход за комнатными растениями"Опрыскивание растений водой. | Цель: учить детей "лечить" книги. Цель: продолжать знакомить с правильным уходом за растениями | |
Февраль 1 неделя | «Что мы знаем о профессиях» Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» | Рассматривание иллюстраций о профессиях. Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий | |
Февраль 2 неделя | Знакомство с профессией строитель ООД аппликация на тему «Новый дом» | Развивать мелкую моторику рук. | |
Февраль 3 неделя | Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?». Переодеть кукол в кукольном уголке | Продолжать детей знакомить с произведениями. Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Учить одевать одежду на кукол; воспитывать терпение и ответственность | |
Февраль 4 неделя | Мытье игрушек. Ручной труд (предложить детям помочь воспитателю подклеить книги,коробочки) С.р « Книжкина больница» | Цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление принимать участие в труде со взрослыми. Учить детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца. | |
Март 1 неделя | Беседа «Кем работают твои родители» Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Кондитер» | Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых. Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. | |
Март 2 неделя | Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени. | Учить детей садить лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым. | |
Март 3 неделя | «Стирка» Помочь воспитателю стирать кукольное белье | Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. Оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности. | |
Март 4 неделя | . Беседа «Кем работают твои родители» Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Кондитер» Сюжетно- ролевая игра "Кафе", официанта, парикмахера, кассира. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | Цель: расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых. Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. Цель: Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессиях: повара | |
Апрель 1 неделя | Посев семян" Посадка семян цветов, овощей. Упражнение "Я растения люблю, я растения полью" | Цель: формирование у детей представления о посадке и выращивании рассады однолетних растений в горшочках, прививать желание выполнять трудовые действия. Воспитывать у детей любовь к труду. Цель: учить бережному отношению к растениям. | |
Апрель 2 неделя | Беседа «Кто работает в детском саду» Презентация "Профессии" | Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду. Цель: расширить и уточнить знания детей о профессиях, о значении труда в жизни людей. | |
Апрель 3 неделя | Игры со строительным материалом «Мы строители» Рисование на тему «Новый дом» | Цель:продолжать знакомить с профессией –строитель. Цель: Учить рисовать дом. Развивать умение дополнять изображение элементами на основе впечатлений от окружающей жизни. Воспитывать у детей уважение к труду строителей. | |
Апрель 4 неделя | ООД «Землю красит солнце, а человека труд» | - воспитание уважительного отношения к людям труда и их результатам. |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки о труде для детей
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
Люби дело — мастером будешь.
Слезами делу не поможешь.
Доброе начало — половина дела.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Каков мастер, такова и работа.
Есть терпение — будет и умение.
Рукам работа — душе праздник.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Откладывай безделье, а не откладывай дело.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без работы день годом кажется.
Торопливость делу не помогает.
Труд кормит, а лень портит.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
У лодыря что ни день, то лень.
Труд всегда даёт, а лень берёт.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Не бойся работы — пусть она тебя боится.
Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
Больше науки — умнее руки.
Всякий человек на деле познаётся.
Без работы и машина ржавеет.
Предварительный просмотр:
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Одним из путей формирования у ребенка интереса к трудовой деятельности, является ознакомление с трудом взрослых. Знания о профессиях, дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек, из собственных наблюдений, из средств массовой информации. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу. Когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участием в труде.
Знакомство детей с трудом взрослых началось – с работников детского сада, так как трудовые процессы сотрудников им наиболее понятны, дети имеют возможность ежедневно их наблюдать.
При наблюдении за работой няни, выяснили круг её обязанностей и сделали вывод, что у неё очень много работы, и вся работа направлена на сохранение здоровья детей, она также заботится о детях в отсутствие родителей. Рассмотрели инвентарь, места его хранения, выяснив, что у каждого предмета свое назначение и место. И в конце пришли к выводу, что няне надо помогать, чтобы она не уставала.
Провели экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, кухню. Дети наблюдали за работой сотрудников, познакомились с предметами, необходимыми им для работы.
Весной дети наблюдают за работой дворника, помогают ему, смотрят, как он убирает мусор и листья, помогали ему и просили родителей показать пример для детей.
Познакомив детей с профессиями работников детского сада, перешли к профессиям родителей (наиболее знакомыми и понятными детям: продавец, парикмахер, врач, строитель, почтальон). Проведена беседа «Что я знаю о профессиях своих родителей?». Была проведена экскурсия на почту.
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, папа – врач, он лечит больных; мама – педагог, она учит детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.
Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна.
Поручения, даваемые ребёнку должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Поднеси!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, подметая пол, не только просит принести какой либо предмет, но и учит ребенка, как им пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.
Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Труд детей, в семье организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по организации хозяйственно - бытового труда «Землю красит солнце, а человека труд»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...
Открытое занятие в подготовительной группе "Землю красит солнце, а человека труд"
Цель: познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа...
Проект по трудовому воспитанию "Землю красит солнце, а человека - труд"
Проект по трудовому воспитанию...
Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»
laquo;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,осознание своей умелости и значимости выполняемойработы, возможность доставлять радость другим.»В. А. Сухомлинский...
Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьираздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в перио...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ В СРЕДНЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «Землю красит солнце, а человека - труд».
Материал составлен для детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать как в проектной деятельности, так и в реимных моментах....
«Землю красит солнце, а человека труд»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группеТема: «Землю красит солнце, а человека труд» Цель:- расширять представления детей о профессиях, их названиях и з...