Проект по трудовому воспитанию "Землю красит солнце, а человека - труд"
проект (старшая группа)

Мацилецкая  Анна Геннадьевна

Проект по трудовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoy_proekt.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»

г. Железногорска Курской области

Проект

 «Землю красит солнце, а человека-труд»

в старшей группе (возраст детей 5-6 лет)

Разработала воспитатель

Мацилецкая А.Г.

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

3. Сроки и этапы реализации проекта

4. Литература

https://sites.google.com/view/trudovoe-vospitanie/S2

Паспорт проекта.

Тема:

«Землю красит солнце, а человека - труд»

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители)

Вид проекта:

Долгосрочный

Тип проекта:

познавательно-практический.

Сроки реализации проекта:

20.09. 2021 г. – 15.03.2022 г.

Разработчик:

Воспитатель Мацилецкая А.Г.

База реализации проекта:

МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Железногорск, Курская область

Формы организации деятельности:

1. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Цель:

 Формирование у воспитанников желания трудиться, а у родителей (законных представителей) умения  приобщать детей к посильному труду, воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи:

Для детей:

- вызвать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений;

- вызвать интерес к результатам трудовых действий;

- расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи, учить четко называть профессию и вид деятельности;

- учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

- воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, доводить начатое дело до конца.

Для родителей (законных представителей):

- привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ;

- вовлечение в совместную деятельность по вопросам трудового воспитания;

- установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопониманиявзаимной поддержки.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;

- развитие нравственных качеств (трудолюбие, умение прийти на помощь сверстникам и взрослым, вежливость, доброта, произвольных познавательных процессов (память, восприятие, внимание).

- Применение умений выполнять посильные трудовые действия.

- выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания;

- умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных;

- умение выполнять посильный труд на участке группы, огороде, клумбе;

- умение помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование;

- знание профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда

Для родителей (законных представителей):

- осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников;

- формирование умений совместной деятельности в вопросах трудового воспитания детей;

- установлена тесная взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создана атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки.

Актуальность проекта.

Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно. Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд воспитанников, под которым понимается посильная целесообразная трудовая деятельность на общую пользу, осуществляемая в форме непосредственного активного участия детей. 

Дошкольный возраст является начальным этапом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовным. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы людей друг о друге. 

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудовое воспитание включает в себя такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, труд взрослых и рукотворный труд. В свою очередь хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу.

Самообслуживание. Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Хозяйственно-бытовой труд. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Труд детей в природе. Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, происходит умственное и сенсорное развитие детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому.

Ручной труд. Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда орудиям.

Взаимодействие с семьей. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Для того, чтобы родители (законные представители) могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей (законных представителей) с содержанием и методами трудового воспитания. Для этого могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, тематические выставки, стенды и др.

В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности окружающим. Интерес к разным видам труда и конкретные знания о труде, приобретенные детьми в детском саду, используются школой в трудовом воспитании учащихся, в работе по дальнейшему ознакомлению с разными профессиями, по профориентации учащихся.

Гипотеза

Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда. Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий.

Цель проекта:

Формирование  у воспитанников желание трудиться, а у родителей (законных представителей)  умение  приобщать детей к посильному труду, воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Этапы реализации проекта.

I Этап. (20.09.21 г.- 1.10. 2021г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

II Этап (4.10.21 г.– 10.03. 2022г.)

Основной

Цель: совместная деятельность ребенка со взрослыми, самостоятельная деятельность детей.

      Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное

внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех

образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

III Этап (10.03.22 г.- 15.03. 2022г.)

Итоговый

Цель: повышение творческого потенциала воспитанников и родителей

I Этап (20.09.21 г.- 01.10. 2021г.)

Подготовительный

1. Определение темы проекта, ее актуальность

2. Анкетирование родителей (законных представителей)

2. Формулировка цели и определение задач

3. Подбор и изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта

5. Составление перспективного планирования основного этапа проекта

Основной

II Этап (4.10.21 г.– 10.03. 2021г.)

Дата

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями (законными представителями)

04.10.21 г

29.10.21г

- Беседа «Кто работает в детском саду»; «Дежурство в детском саду»;

- Экскурсия на тему «Кто работает в детском саду» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы);

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Чистота – залог здоровья»;

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Ежики» (поделки из ореховой скорлупы);

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Порадуем Фею природы»;

- Занятие  «Подарки для работников детского сада»ко Дню работника дошкольного образования;
-
 Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Кафе», «Ждем гостей», «День рождения»;

- Коллективная уборка листьев с прогулочной площадки;

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Старичок –Лесовичок» (поделка из природного материала)

- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»;

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»;

- Коллективный труд «Сами в группе приберем».

Сбор вместе с детьми природного материала

в парке, лесу.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду»

Акция «Чистый парк»

1.11.21-

30.11.21г.

- НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с профессиями агроном, комбайнер, пекарь, кондитер»;

- Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», «Ферма»;

- просмотр видеопрезентации «Что такое хлеб и откуда он пришел»;

- Досуг «Всемирный день хлеба» (приготовление хлеба в хлебопечке совместно с родителями)

- беседа с детьми «Библиотекарь»;

- экскурсия в центральную городскую библиотеку им. Е.И. Носова;

- акция «Мы содержим в порядке наши книги» (Изготовление обложек для книг, ремонт книг);

- сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Кроватки для спальни в детском саду»;

- игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи»;

- игровая ситуация: «Кем я стану?»,

- беседа «Эта профессия мне подходит»

 (о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию)

- игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого);

- дидактическая игра «Назови профессию»

- ситуативная беседа «Мы снимаем передачу»;

- сюжетно –ролевая игра «Артисты»;

- «Шоу талантов «Лучше всех»

Приготовление в домашних условиях хлебобулочных изделий: блинов, шарлотки с яблоками;

Участие в досуге «Всемирный день хлеба» (приготовление хлеба)

Совместное с детьми изготовление поделок на муниципальный конкурс «Неопалимая купина»

Консультация «Как привить ребенку трудолюбие».

Совместное посещение библиотеки

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в труде»

1.12.10 – 30.12.21г.

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Штаб помощников»;

- беседа «Виды труда»;

- сюжетно-ролевая игра «Стирка»;

- спортивное развлечение «Спорт и труд рядом идут»;

- НОД с использованием ИКТ «Кто любит труд, того люди чтут»

- театрализованная постановка по сказке «Колосок» (Теневой театр);

- НОД «Пословицы о труде и их значение»;

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Игрушка на елку»;

- беседа «Зачем нужно трудиться?»;

Совместная подготовка к выставке «Таланты семьи –мастерим сами»

Совместное изучение пословиц о труде и беседа о их значении

10.01.22г- 31.01.22г.

- Мастер – классы с родителями «Знакомство с интересными профессиями»:

- профессия художник (мама Миши С.)

- профессия швея (мама Димы Г.)

- профессия фотограф (папа Софии А.)

- Мастер – класс с родителями «Знакомство с технологией бумажной упаковки для яиц» (Мама Марьяны Т)

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Моделирование в технике «папье-маше» «Чашки, плошки, поварешки»

Участие родителей в мастер-классах

1.02.22 г

10.03.22 г.

- Занятие по совместной деятельности по интересам «Кулон для мамы» (лепка из соленого теста);

- Практическое занятие «Мы сажаем огород»;

- Познавательный досуг «Как я понимаю пословицы о труде»;

- Музыкально-познавательный досуг «Все работы хороши»

Приобретение семян для огорода на окне и инструментов для трудовой деятельности.

Участие в подготовке музыкально-познавательного досуга «Все работы хороши»

III Этап (10.03.22 г. - 15.03.2022г.)

Итоговый

- Повторное анкетирование родителей (законных представителей);

- Проведение выставки «Таланты семьи – мастерим сами»

- Оформление презентации по проекту

- Статья в газету «Железногорские новости» по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека – труд»

- Методическая публикация во Всероссийском журнале «Воспитатель детского сада» тему «Роль трудового воспитания в социализации дошкольников» (из опыта работы)

Результаты проекта:

Для детей:

  • дети получили необходимые знания о разных профессиях;
  •  узнали и смогли рассказывать о значимости труда;
  •  стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
  •  научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
  •  у детей сформировались навыки совместной деятельности;
  •  установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
  •  для детей труд стал потребностью.

Для родителей:

  • осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников;
  • сформированы умения совместной деятельности в вопросах трудового воспитания детей;
  • установлена тесная взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создана атмосфера взаимопонимания взаимоподдержки.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-3-е изд.

2. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

3. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.

4. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации хозяйственно - бытового труда «Землю красит солнце, а человека труд»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Открытое занятие в подготовительной группе "Землю красит солнце, а человека труд"

Цель: познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа...

Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»

laquo;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,осознание своей умелости и значимости выполняемойработы, возможность доставлять радость другим.»В. А. Сухомлинский...

Проект по трудовому воспитанию «Землю красит солнце, а человека труд»

Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьираздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в перио...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ В СРЕДНЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «Землю красит солнце, а человека - труд».

Материал составлен для детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать как в проектной деятельности, так и в реимных моментах....

«Землю красит солнце, а человека труд»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группеТема: «Землю красит солнце, а человека труд» Цель:- расширять представления детей о профессиях, их названиях и з...