«Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ»
статья
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению всё большему вовлечению родителей в обучение и развитие их детей. Процесс обучения не ограничивается взаимодействием только между педагогом и ребенком. Семья становится активным участником образовательного процесса. Благодаря чему обучение выходит за рамки образовательного учреждения, что позволяет ребенку учиться в непринужденной обстановке в разнообразнейших ситуациях, что несомненно идет ему на пользу.
От того насколько хорошо будет организовано взаимодействие педагога с семьей, тем успешней родители смогут взаимодействовать с их ребенком и обучать его сами. Даже тем семьям, в которых родился ребенок без ограниченных возможностей здоровья зачастую требуется помощь в вопросах воспитания и развития их ребенка. Что уж говорить про родителей имеющих детей с нарушениями в развитии? Самостоятельно им не справиться с решением того количества проблем, которые возникают по вопросам ухода, воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Таким семьям помощь и поддержка специалистов просто необходима.
К сожалению, многие родители считают, что для преодоления проблем, имеющихся у их ребенка достаточно организовать занятия с соответствующим специалистом и проблема решится без дополнительных усилий с их стороны. Но это не так, наилучший результат всегда достигается при активном и осознанном участии семьи в образовательном процессе, ведь семья всегда рядом и в любых бытовых и непринужденных ситуациях может проследить за речью ребенка и помочь в закреплении полученных навыков.
При работе с семьями детей с ОВЗ учитель-дефектолог ставит перед собой следующие задачи:
- проинформировать родителей об особенностях развития их ребенка;
- сформировать адекватное восприятие ситуации и адекватные ожидания;
- научить общаться и правильно взаимодействовать с ребенком;
- научить родителей методам и приемам работы по развитию ребенка в домашних условиях.
Для решения этих задач учителя-дефектологи используют различные формы работы: проводят консультации, совместные занятия, беседы, мастер-классы и т.д.
На групповых консультациях педагоги рассказывают родителям об особенностях развития их детей, причинах возникших отклонений. Информируют о возможных последствиях тех или иных ситуаций. Знакомят с направлениями и задачами проводимой коррекционной работы. Групповые консультации также полезны и тем, что родители могут пообщаться с другими семьями, находящимися в той же ситуации, перенять их опыт, сравнить варианты решения тех или иных проблем, поддержать друг друга.
На индивидуальных консультациях родителям сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально-психических особенностях ребенка, про индивидуальные направления коррекционной работы с ним, специалисты дают рекомендации о путях и методах решения имеющихся у ребенка проблем в развитии. Родителей знакомят с приемами развития психических процессов и познавательной деятельности, которые они могут использовать в домашних условиях.
Родители привлекаются к совместной деятельности с ребенком, участвуют в занятиях, праздниках, конкурсах, мастер-классах и т.д. Это способствует развитию у родителей умения взаимодействовать с их детьми, лучше понимать их возможности. Совместные действия и общие задачи сближают родителей и детей, учат сотрудничать при выполнении заданий.
Педагоги проводят опросы и анкетирование родителей. Полученная информация дает педагогу понять в каких условиях живет ребенок, позволяет выявить потенциальные проблемы, помогает подобрать подходящую линию поведения с семьей.
Организуются встречи с другими специалистами и врачами.
Ведутся индивидуальные тетради. В них записываются домашние задания на отработку и закрепление изученного на занятиях материала.
Стоит отметить, что какие бы формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ не использовались, в итоге успех будет зависеть от того, насколько заинтересованы сами родители, и если сразу отклика получить не удается, то задача педагога сделать всё, что в его силах, для налаживания сотрудничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению всё большему вовлечению родителей в обучение и развитие их детей. Процесс обучения не ограничивается взаимодействием только между педагогом и ребенком. Семья становится активным участником образовательного процесса. Благодаря чему обучение выходит за рамки образовательного учреждения, что позволяет ребенку учиться в непринужденной обстановке в разнообразнейших ситуациях, что несомненно идет ему на пользу.
От того насколько хорошо будет организовано взаимодействие педагога с семьей, тем успешней родители смогут взаимодействовать с их ребенком и обучать его сами. Даже тем семьям, в которых родился ребенок без ограниченных возможностей здоровья зачастую требуется помощь в вопросах воспитания и развития их ребенка. Что уж говорить про родителей имеющих детей с нарушениями в развитии? Самостоятельно им не справиться с решением того количества проблем, которые возникают по вопросам ухода, воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Таким семьям помощь и поддержка специалистов просто необходима.
К сожалению, многие родители считают, что для преодоления проблем, имеющихся у их ребенка достаточно организовать занятия с соответствующим специалистом и проблема решится без дополнительных усилий с их стороны. Но это не так, наилучший результат всегда достигается при активном и осознанном участии семьи в образовательном процессе, ведь семья всегда рядом и в любых бытовых и непринужденных ситуациях может проследить за речью ребенка и помочь в закреплении полученных навыков.
При работе с семьями детей с ОВЗ учитель-дефектолог ставит перед собой следующие задачи:
- проинформировать родителей об особенностях развития их ребенка;
- сформировать адекватное восприятие ситуации и адекватные ожидания;
- научить общаться и правильно взаимодействовать с ребенком;
- научить родителей методам и приемам работы по развитию ребенка в домашних условиях.
Для решения этих задач учителя-дефектологи используют различные формы работы: проводят консультации, совместные занятия, беседы, мастер-классы и т.д.
На групповых консультациях педагоги рассказывают родителям об особенностях развития их детей, причинах возникших отклонений. Информируют о возможных последствиях тех или иных ситуаций. Знакомят с направлениями и задачами проводимой коррекционной работы. Групповые консультации также полезны и тем, что родители могут пообщаться с другими семьями, находящимися в той же ситуации, перенять их опыт, сравнить варианты решения тех или иных проблем, поддержать друг друга.
На индивидуальных консультациях родителям сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально-психических особенностях ребенка, про индивидуальные направления коррекционной работы с ним, специалисты дают рекомендации о путях и методах решения имеющихся у ребенка проблем в развитии. Родителей знакомят с приемами развития психических процессов и познавательной деятельности, которые они могут использовать в домашних условиях.
Родители привлекаются к совместной деятельности с ребенком, участвуют в занятиях, праздниках, конкурсах, мастер-классах и т.д. Это способствует развитию у родителей умения взаимодействовать с их детьми, лучше понимать их возможности. Совместные действия и общие задачи сближают родителей и детей, учат сотрудничать при выполнении заданий.
Педагоги проводят опросы и анкетирование родителей. Полученная информация дает педагогу понять в каких условиях живет ребенок, позволяет выявить потенциальные проблемы, помогает подобрать подходящую линию поведения с семьей.
Организуются встречи с другими специалистами и врачами.
Ведутся индивидуальные тетради. В них записываются домашние задания на отработку и закрепление изученного на занятиях материала.
Стоит отметить, что какие бы формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ не использовались, в итоге успех будет зависеть от того, насколько заинтересованы сами родители, и если сразу отклика получить не удается, то задача педагога сделать всё, что в его силах, для налаживания сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по организации взаимодействия учителя - дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ "Мир на ладони"
Данный проект будет интересен педагогам и родителям детей посещаищих коррекционную группу....
Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи как одна из задач реализации ФГОС ДО
В статье описываются основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи, цели и формы совместной деятельности для реализации ФГОС ДО...
Методическая разработка. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР.
В методической разработке кратко описаны особенности познавательной сферы , игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Даны рекомендации по работе с родителями, примеры у...
Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ
В статье рассматривается суть взаимодействия учителя-дефектолога и родителей имеющих детей с ОВЗ....
Взаимодействие учителя - дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...
«Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ»
В современном обществе наблюдается тенденция к всё большему вовлечению родителей в обучение и развитие их детей. Процесс обучения не ограничивается взаимодействием только между педагогом и ребенком. С...
Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи, как одна из задач реализации ФГОС ДО
Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи....