Развитие речи через конструирование
консультация
Развитие речи через конструирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.pptx | 1.01 МБ |
razvitie_rechi_cherez_klnstruirovanie.docx | 17.93 КБ |
konstruirovanie.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала .
Виды конструирования: конструирование из строительных материалов; конструирование с применением специальных конструкторов; конструирование из бумаги и дополнительных материалов; конструирование из природного материала.
Конструирование из строительных материалов Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т.д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.
Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т.д.). Конструирование с применением специальных конструкторов
Конструирование из бумаги и дополнительных материалов Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием бумаги, картона и других материалов. Данный вид конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.
Конструирование из природного материала Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. Он помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.
Интеграция конструирования и развития речи способствует: – «опредмечиванию» словаря; – развитию связной речи; – развитию познавательной активности детей; – развитию зрительно-пространственной ориентации; – повышению мотивации; – снижению нагрузки на детей.
Основные принципы использования конструирования: – доступность и наглядность материала; – систематичность и последовательность обучения и воспитания; – работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей. – личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)
Конструирование во второй младшей группе «Вот какие разные у нас дорожки» Словарная работа: длинная – короткая, узкая – широкая, удобная – неудобная дорожка; строить, кирпичик, бруски.
Конструирование во второй младшей группе «Дом - башня из кубиков одного размера» Материалы: Картинка «Башни», кубики одного размера, но разного цвета. Словарная работа: высокая- низкая, башня, дом.
При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ),развивают речевую активность.
Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствуют расширению пассивного и активного словаря. В результате целенаправленной системы работы по конструированию можно улучшить качественные характеристики речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Развитие речи через конструирование.
Развитие речи для ребенка дошкольного возраста играет основополагающую роль. Своевременное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Можно отметить следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит оттого, какими средствами пользуется взрослый. Игровая деятельность является ведущей деятельностью, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Используя различные конструкторы, взрослый может с успехом использовать игры с ребенком для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития его речи.
Выделяют ряд проблем речевого развития детей, которые эффективнее всего решать на основе конструктивной деятельности. Это трудности в употреблении предложно-падежных конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции, назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. Например, на занятиях по развитию речи ребенок заучивает слова этаж, подъезд, балкон, чердак, но не может объяснить, что это такое, для чего нужно, какую имеет форму, из чего построен. В дальнейшем, эти слова стираются из памяти, так как не используются в свободной деятельности, в игре. Изучив предлоги, умея выделить предлог в предложении, составить схему, ребенок затрудняется расположить предметы по инструкции или описать взаимное их расположение. Поэтому рассказы детей однообразны, непоследовательны, бедны по содержанию. Интерес к проблеме позволяет по-новому оценить возможности конструирования в решении речевых задач.
Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.
Виды кон-я
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструирования:
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование с применением специальных конструкторов;
- конструирование из бумаги и дополнительных материалов;
- конструирование из природного материала.
Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь. Именно поэтому, интеграция конструирования и развития речи будет способствовать:
– «опредмечиванию» словаря;
– развитию связной речи;
– развитию познавательной активности детей;
– развитию зрительно-пространственной ориентации;
– повышению мотивации;
– снижению нагрузки на детей.
Основные принципы использования конструирования:
– доступность и наглядность материала;
– систематичность и последовательность обучения и воспитания;
– работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.
– личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
– Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
– Концентрацию внимания.
– Мелкую моторику.
– Умение следовать образцу.
– Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
– Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.). У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, ) предметы; выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче и др.). Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами). В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, организованность.
Совместное конструирование (коллективные постройки, поделки) играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.
Таким образом, работа по развитию речи с применением конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала .
Виды конструирования: конструирование из строительных материалов; конструирование с применением специальных конструкторов; конструирование из бумаги и дополнительных материалов; конструирование из природного материала.
Конструирование из строительных материалов Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т.д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.
Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т.д.). Конструирование с применением специальных конструкторов
Конструирование из бумаги и дополнительных материалов Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием бумаги, картона и других материалов. Данный вид конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.
Конструирование из природного материала Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. Он помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.
Интеграция конструирования и развития речи способствует: – «опредмечиванию» словаря; – развитию связной речи; – развитию познавательной активности детей; – развитию зрительно-пространственной ориентации; – повышению мотивации; – снижению нагрузки на детей.
Основные принципы использования конструирования: – доступность и наглядность материала; – систематичность и последовательность обучения и воспитания; – работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей. – личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)
Конструирование во второй младшей группе «Вот какие разные у нас дорожки» Словарная работа: длинная – короткая, узкая – широкая, удобная – неудобная дорожка; строить, кирпичик, бруски.
Конструирование во второй младшей группе «Дом - башня из кубиков одного размера» Материалы: Картинка «Башни», кубики одного размера, но разного цвета. Словарная работа: высокая- низкая, башня, дом.
При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ),развивают речевую активность.
Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствуют расширению пассивного и активного словаря. В результате целенаправленной системы работы по конструированию можно улучшить качественные характеристики речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"
Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...
Развитие речи через воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала
Вид конструирования из броссового материала позволяет интегрировать образовательные области в контексте ФГОС, развивать мелкую моторику, лексико-грамматический строй речи....
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...
Конспект интегрированного занятия (Конструирование +Развитие речи через Художественную литературу) в подготовительной группе
Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в ...
Консультация для воспитателей "Развитие речи через Лего-конструирование"
Игры для развития речи с использованием Лего-конструктора...
Конспект занятия по развитию речи через лего-конструирование «Поможем Лунтику и ребятам разобраться в схеме»
Цель: Формирование связной, грамматически правильной речи посредством легоконструирования. Задачи: Продолжать знакомить детей с условными обозначениями суши, воды на глобусе, знания о нашей...