Экспериментальная деятельность в жизни ребенка – дошкольника
материал
Экспериментальная деятельность в жизни ребенка – дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_prezentatsiya_na_semenar.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Р. У. Эмерсон «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он узнал, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» ( Л. С. Выгодский)
Актуальность применения экспериментов «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» ( Н.Н.Поддъяков , 1995). ФГОС ДО призывает обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Ч то же такое эксперимент ? Эксперимент» происходит от греческого слова « experimentum » , что переводится как «проба, опыт» . Эксперимент - это «научно поставленный» опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; Эксперимент - вообще опыт, попытка осуществить что-либо». (Современный словарь иностранных слов). Эксперимент - чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова — опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.. (Советский энциклопедический словарь, 1997).
Что такое экспериментирование? Экспериментирование - метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; - форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования; -вид познавательной деятельности детей и взрослых.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Структура детского экспериментирования постановка проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); поиск возможных путей решения (выдвижение гипотез ); проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); формулирование выводов.
Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.); Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.); Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.). Направление оп ы тно-экспериментальной работ ы
Алгоритм подготовки к проведению эксперимента : Выбор объекта исследования. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов). Определение тематики эксперимента. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным. Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.
Методы и приемы, используемые в ходе опытно - экспериментальной деятельности: Наблюдения и рассматривание. Прогулки, экскурсии, путешествия . Вопросы проблемного характера Эвристические беседы. Трудовая деятельность. Создание проблемных ситуаций, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» . Действия с измерительными приборами, лупой, магнитом, окраска и переливание жидкостей. Использование литературы познавательной направленности. Дидактические игры. Моделирование. Опыты и эксперименты. Фиксация результатов.
Создание условий для экспериментирования (исследовательские центры)
Основное оборудование в уголке экспериментирования приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, мох, шишки, перья, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: БЕЗОПАСНОСТЬ для жизни и здоровья детей; ДОСТУПНОСТЬ ДОСТАТОЧНОСТЬ
По каким принципам можно квалифицировать эксперимент: По характеру объектов, используемых в эксперименте: -опыты с растениями -опыты с животными -опыты с объектами неживой природы -опыты, объектом которых является человек По месту проведения опытов: - в групповой комнате -на участке -в лесу, в поле По количеству детей: -индивидуальные (1 – 4 ребенка) -групповые (5 – 10 детей) -коллективные (вся группа)
По причине их проведения: -с лучайные -з апланированные -п оставленные в ответ на вопрос ребенка По характеру включения в педагогический процесс: -э пизодические (проводимые от случая к случаю) -с истематические По продолжительности: -к ратковременные (от 5 до 15 минут) -д лительные (свыше 15 минут) По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: -однократные -многократные, или циклические
По месту в цикле: -п ервичные -повторные -з аключительные и итоговые По характеру мыслительных операций: - к онстатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) - с равнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) - о бобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
Этапы развития детского экспериментирования: Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Спасибо за внимание! « Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер–класс для родителей «Экспериментальная деятельность в жизни ребенка»
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от...
Мастер – класс для родителей «Экспериментальная деятельность в жизни ребенка»
Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родителей с детским эксп...
«Экспериментальная деятельность в жизни ребенка»
Познакомить родителей с детским экспериментированием в ДОУ, продемонстрировать некоторые опыты, которые можно повторить дома с ребенком. Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения...
Консультация для воспитателей "Экспериментальная (научно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника
Консультация для воспитателей "Экспериментальная (научно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника...
Мастер – класс для родителей «Экспериментальная деятельность в жизни ребенка»
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важнейшей движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации в ...
Экспериментальная (познавательно - исследовательская) деятельность в жизни ребенка - дошкольника.Консультация для воспитателей 27.11.2022
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:•Расширять знания пед...
«Экспериментальная деятельности в жизни ребенка - дошкольника»
Деятельность экспериментирования - формирует познавательный интерес, - развивает наблюдательность,- мыслительную деятельность; - ребенок ...