Консультация для воспитателей «Утренний круг, как форма организации детей»
консультация

Серебрякова Виктория Вадимовна

Утренний круг для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Утренний круг, как форма организации детей»

Цели и задачи утреннего круга:

• Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.

• Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

• Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т. п.).

• Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.

• Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

• Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

• Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Групповой, утренний круг- это время, когда взрослые и дети собираются вместе.

Педагогам утренний круг дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Утренний круг для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Утренний круг включает в себя несколько структурных элементов.

1.Позывные для утреннего круга.

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка. В нашей группе – это звон колокольчика.

2. Организация круга.

Дети вместе с воспитателем в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках.  Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу  меняться.

3. Приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее) : «Доброе утро, Маша! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Маша, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия.

4. Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

5. Обмен информацией

Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

6. Проблемные ситуации.

Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

7. Игры по теме проекта.

Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся.

8. Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Таким образом, утренний круг – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

https://cdn.culture.ru/images/86c084c2-3186-5feb-a0cf-7cbfb543d81c

игра - приветствие

Солнышко

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок (круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой

(тихо, спокойно садятся на свои места)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Утренний круг» – как форма организации утреннего отрезка времени дошкольников (консультация для педагогов).

laquo;Утренний круг» – как форма организации утреннего отрезка времени дошкольников (консультация для педагогов). Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимны...

Консультация для педагогов «УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УТРЕННЕГО ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Согласно ФГОС ДО предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции о...

Консультация для педагогов «Утренний круг» – как форма организации утреннего отрезка времени дошкольников

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей....

Консультация для воспитателей "Утренний прием как способ организации детей".

В данной статье рассказывается о том, как важно провести правильно утренний прием детей и как от этого зависит настрой детей на весь день....

Консультация для педагогов ДОО: «Утренний круг» – как форма организации утреннего отрезка времени дошкольников.

Согласно ФГОС ДО предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции о...