Статья по теме "Метод TPR на раннем этапе изучения английского языка".
статья

Козлова Марина Александровна

Total Physical Response (TPR) — это метод обучения второму языку посредством физической (двигательной) активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tpr.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Метод полного физического реагирования (TPR) на раннем этапе изучения английского языка

Козлова Марина Александровна

воспитатель I квалификационной категории,

МДОУ «Детский сад № 4 «Калинка»

комбинированного вида»

города Валуйки Белгородской области

Total Physical Response (TPR) — это метод обучения второму языку посредством физической (двигательной) активности. Основы данной методики обучения были разработаны в 70-е годы XX века известным профессором в области психологии Калифорнийского Университета Сан-Хосе Джеймсом Эшером, что явилось реакцией на то, что классический грамматико-переводной метод обучения языку не приносил желаемых результатов, и даже скорее вызывал у обучающихся страх перед изучением иностранного языка, разочарование в собственных силах и способностях, а также сомнение в возможности в принципе изучить иностранный язык.

Метод полного физического реагирования, предложенный Дж. Эшером, базируется на идее соотнесения речи и действия и предполагает обучение языку посредством использования моторики. В основе лежит теория о двух полушариях мозга, где левая часть отвечает за логику и сознание, а правое - за интуицию и подсознание. максимально задействовать правое - через движения и наглядные материалы». Однако на сегодняшний день данная теория не является верной. Изучив строение и работу мозга, ученые доказали, что при выполнении разных видов деятельности оба полушария активны. Тем не менее, метод TPR не был опровергнут, поскольку его испытание показало отличные результаты. Выяснилось, что обучающиеся в лучшей степени осваивают английские слова и фразы, когда это изучение подкреплено жестами по причине того, что у дошкольников и младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, следовательно, перевод не требуется, а в некоторых случаях он даже вреден. Это связано с тем, что у детей пока еще не развито абстрактно-логическое мышление, следовательно, им тяжело сравнивать русский и английский языки. Таким образом, чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести его с конкретным образом - предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает метод TPR.

По мнению теоретика Дж. Эшера, метод полного физического реагирования также связан с существующей в психологии «следовой теорией памяти», согласно которой чем чаще или чем интенсивней устанавливаются связи с воспоминаниями, тем сильнее ассоциации и тем более вероятно восстановление образа в памяти. Запоминание может быть вызвано вербально (например, механическим повторением) или по ассоциации с физическим движением. Если эти стимулы использовать одновременно (вербальное повторение сопровождается действиями), возрастает вероятность успешного запоминания.

Изучение по данному методу сравнивается с освоением нами родного языка в детстве и называется принципом естественной последовательности освоения языка. Изначально ребенок «наслушивается» язык, его не заставляют говорить, затем он начинает понимать, что от него хотят, какие слова ассоциируются с какими предметами, он получает легкие команды от родителей. И только когда он внутренне готов, он начинает сам говорить. То есть для того, чтобы говорить нужно очень много слушать изначально. Далее ребенка учат читать, а затем писать буквы, слова. И только в школе начинается грамматика языка. Все этапы освоения родного языка выдержанны в методе TPR.

Принимая во внимание идеи в области гуманистической психологии, Дж. Эшер также высказал мысль о том, что при изучении языка определенную роль играют эмоциональные факторы, а именно стресс, являясь своеобразным эмоциональным фильтром, очень часто препятствует успешному овладению языком. Следовательно, чем меньше напряжение, тем лучше результат. По мнению Дж. Эшера, овладение первым языком происходит в абсолютно комфортной обстановке, тогда как изучение языка в более осознанном возрасте обычно сопровождается стрессом и тревогой. Решить данную проблему можно, если вновь воспользоваться опытом изучения первого языка, протекающим в приятном и расслабленном состоянии. Сосредоточившись на значении, интерпретируемом действием, а не на языковой форме, которая изучается абстрактно, обучающийся может с легкостью преодолеть стеснение и стресс и направить всю свою энергию на образовательный процесс, что значительно облегчает освоение иностранного языка и значительно повышает дидактическую ценность данного процесса.

Кроме того, основная деятельность метода, повторение команд (например, Give me a ball – Подай мяч; Let`s go – Пойдем и др.), предполагает двигательную активность дошкольников во время занятий с использованием метода TPR. На наш взгляд, повелительное наклонение в речи педагога используются для того, чтобы вызвать активность обучающихся и побудить их к совершению физических действий.

Многие исследователи отмечают эффективность метода полного физического реагирования в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения О.В. Смоловик и Л.Ю. Шобоновой, при реализации данного метода педагог выступает в роли режиссера, руководящего актерами (воспитанниками). Н.Д. Гальскова подчеркивает, что в качестве одного из элементов метода физического реагирования могут выступать песни. В процессе пения добавляются движения и мимика, соответствующие тексту песен. Данный элемент метода может быть использован при обучении как лексики, так и грамматики.

Наряду с использованием метода TPR в обучении иностранным языкам, Н.А. Свердлова предлагает изучить «возможности применения метода физического реагирования в практике преподавания русского языка как иностранного, как один из эффективных методов, способствующих решению задач, поставленных перед обучающим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по изучению английского языка для дошкольников . "Игровой английский язык".

Программа по изучению иностранного языка "Игровой английский язык". для детей от 4 до 6.5 лет...

Статья по теме "Музыка как эмоциональный фактор при изучении английского языка дошкольниками"

В статье раскрывается значение песенного материала на занятиях английского языка и его актуальность. Проанализированы этапы практического использования детских песен на занятии....

Статья для родителей о пользе изучения английского языка детьми дошкольного возраста.

Современные родители стараются охватить в обучении ребёнка как можно больше предметов. Родители стоят перед выбором, чему же в первую очередь необходимо обучать детей. Нужен ли английский язык ребёнку...

Статья на тему: Актуальность изучения английского языка в детском саду

Психофизически дошкольный возраст является наиболее подходящим для изучения иностранного языка, ведь у малышей хорошо развита долговременная память, то есть способность надолго запоминать то, что дела...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по раннему изучению английского языка "Играя, изучаем английский"

Курс обучения английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексичес...