Педагогический совет №2 «Основы безопасности жизнедеятельности-важный аспект современного воспитания дошкольника».
консультация (подготовительная группа)

Сальникова Наталия Владимировна

«Как уберечь ребенка от опасностей в этом сложном мире».

(Из опыта работы).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Лесногородская СОШ дошкольное отделение детский сад №24
               

«Как уберечь ребенка от опасностей в этом сложном мире».

(Из опыта работы).


Педагогический совет №2 «Основы безопасности жизнедеятельности-важный аспект современного воспитания дошкольника».

Подготовила воспитатель: Сальникова Наталия Владимировна

                         

д.п. Лесной городок 29.11.2022 год.

Все мы мечтаем, чтобы жизнь детей была радостной и счастливой, без болезней, несчастий и бед. Как же уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире?

Пожалуйста, помните: большинство бытовых травм у детей дошкольного возраста происходит по вине взрослых, которые не обеспечили безопасную для ребёнка среду пребывания, контроль за его играми, досугом и не научили малыша избегать опасности.

Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. Об актуальности данной темы можно говорить много, и всё  будет главное. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду, такие, как:

- организованные формы обучения на занятиях;

- совместную деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельную деятельность ребенка;

- воспитание навыков поведения;

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи;

- художественную литературу;

- конструирование;

- изобразительное искусство;- игру.

1. Среди множества подходов нельзя принижать роль игры, как средство ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так исюжетно-ролевые (подвижные игр в группе , на улице).

2. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий? Ответы были найдены и были выработаны различные принципы работы с детьми по данному направлению.

- Не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;

- чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;

- применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;

- создание книжек – малышек по безопасности;

- проводить выставки детских рисунков;

- фотографии занятий;

- изготовить макет «Наша улица»;

- проведение тематических дней;

- показывать Мультимедийные презентации.

3. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

4. Тесное взаимодействие с различными специальностями внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.

5. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, консультациях. Работа должна проводиться и проводится во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, можно также использовать различные формы работы:

- ндивидуальный диалог;

- приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

- знакомство с публикацией из местной прессы;

- приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

- информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей. В течение года в папках-передвижках, помещаются материалы о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей. Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей.

Систематическая и непрерывная работа по изучению основ безопасности жизнедеятельности позволит:

- сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;

- выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;

- сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона. Обозначьте для ребенка границу « свой - чужой »: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением. Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).

При возникновении пожара  ребенку важно знать следующее: не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти). Готовя ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места.

Безопасность в общественном транспорте. Следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила:
1. Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололёда.
2. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров.
3. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
4.Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
"Безопасность на дорогах"
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход». Также ты должен пользоваться переходом со светофором. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
Автобус, трамвай - эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
При движении транспортного средства:
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в транспортном средстве передвижения без присмотра.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.

Опасный домашний быт.

Несмотря на то, что слово “опасность” чаще всего ассоциируется с криминалом, стихийными бедствиями и катаклизмами, в быту для ребенка существуют серьезные угрозы его здоровью и даже жизни. Что же грозит малышу в своем доме? И как избежать неприятностей?

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Мебель: как обеспечить безопасность детей.

Очень опасны не закрепленные к стене стеллажи (или шкафы) с книгами, сувенирами и посудой. Играя, ребенок может схватиться за полку и свалить на себя все, что располагается на стеллаже. Острые края тяжелых книг, упавших с высоты, могут серьезно поранить малыша, не говоря уже о том, что хрустальная ваза или статуэтка из металла может и вовсе привести к тяжелой травме. Внимание! Все шкафы и стеллажи в доме должны быть прикреплены к стене специальными кронштейнами, чтобы их невозможно было опрокинуть или раскачать! Лучше убрать с верхних полок шкафов тяжелые предметы, даже если они закреплены. Все бывает в жизни, никто не может гарантировать, что увесистый сувенир или ваза не упадут с верхней полки именно в тот момент, когда ребенок будет находиться рядом. Это может случиться, если малыш, бегая по или играя, случайно заденет стеллаж. Не забудьте и об острых углах мебели (шкафов, столов и т.д.)! Острые углы столов и другой мебели нужно закрыть мягкими накладками из резины, поролона и любого другого мягкого материала, который не позволит ребенку сильно пораниться. Существуют также специальные накладки для углов мебели.

Окна и балкон.

 Возможность забраться на подоконник при открытом окне порой оборачивается трагедией. К сожалению, подобное происходит часто. На незастеклённые балконы маленьких детей пускать запрещено. Окна и незастеклённые балконы должны быть закрыты.

Электричество.

Как обезопасить детей дошкольного возраста.

 Эта опасность давно всем известна, но с печальной регулярностью дети добираются до розеток и получают удары током. Потому на розетки ставятся специальные заглушки, чтобы малыши не могли засунуть туда пальцы. Провода от электроприборов желательно размещать за мебелью вдоль стен, чтобы ребенок не мог до них добраться.

Телеэкраны, дисплеи компьютера — также источник проблем. Запрещайте ребенку подходить близко к экрану работающего телевизора и играть в непосредственной близости от него. Вообще от любых электроприборов маленького ребенка желательно держать подальше. Дети любят играть с выключателями, проводами, разбирать и откручивать всевозможные гайки, ручки и т.д. Если электроприбор включен в сеть, то тут недалеко до беды. Внимание! Берегите малышей от поражения током. Закрывайте розетки заглушками, размещайте электропровода за мебелью. Следите, чтобы дети не играли рядом с экраном включенного телевизора и компьютера.

Бытовой газ и вода.

В тех квартирах или домах, где используется бытовой газ, всегда есть вероятность, что ребенок может включить вентиль и произойдет утечка газа. Этого не случится, если вентили будут размещены так, что малышам до них невозможно будет добраться. Безопасные места их расположения подскажет специалист из службы по ремонту газового оборудования. Кроме этого, важно учитывать, что если ребенку не добраться до общего вентиля, открывающего поток бытового газа в плиту, то до ручек, управляющих конфорками, доступ есть всегда. Поэтому когда взрослых нет на кухне и плита не используется, нужно обязательно перекрывать газ общим вентилем для того, чтобы малыш не смог включить одну из конфорок. Что касается воды, то опасность представляет сама возможность для ребенка открыть краны и затопить квартиру. Отдельное беспокойство — горячая вода. Ясно, что за этим важно следить взрослым.

Игры с огнем.

Нельзя допустить того, чтобы дети смогли воспользоваться спичками, зажигалками или пиротехникой. Внимание! Все предметы, с помощью которых можно зажечь огонь, необходимо хранить в недоступном для детей месте.

Опасные для детей предметы.

Опасность представляют также иголки, бритвы, инструменты (отвертки, шила) и даже деревянные зубочистки. Кстати, предмет не обязательно может быть острым. Любые мелкие предметы, которые ребенок способен взять в рот и проглотить, потенциально опасны. Лекарства, оставленные в пределах досягаемости ребенка, представляют серьезную угрозу. Малыш видит, как взрослые принимают лекарства, и для него это — сродни употреблению конфет, только не детских, а взрослых. Мало того, многие лекарства имеют форму драже, которая привлекает детей. В итоге малыш без страха может наесться таблеток. Внимание! Убирайте все, без исключения, лекарства в недоступное для ребенка место. Летом- большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Чтобы отдых оставил приятные впечатления и воспоминания, а неприятности не омрачили три летних месяца, стоит заранее подумать о безопасности детей и напомнить им об этом.

1. Не все, что привлекательно выглядит, является съедобным.

Лето – самое подходящее время, чтобы вместе с детьми изучить названия растений, ягод и плодов. На помощь придут энциклопедии, информация из интернета и ваши собственные знания. В любом случае установите правило: ничто незнакомое в рот не брать.

2. Осторожнее с насекомыми.

Кроме ботаники, летом наглядно можно изучать и зоологию. Поговорите о том, почему не нужно размахивать руками, если рядом летает оса. Почему лучше не пользоваться резко пахнущим мылом или детской косметикой с сильными ароматами, чтобы не привлекать насекомых сладкими запахами. Что сделать, если все-таки укусила пчела. Для защиты от опасных насекомых выберите репеллент с натуральными компонентами, разрешенный для детей, и наносите его самостоятельно в соответствии с инструкцией.

3. Защищаться от солнца.

Нужно не забывать про головной убор и зонт для пляжных игр, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Помните о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 17-00).

4. Выбирать безопасные игровые площадки.

Прежде чем посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться, что крепления прочные, а сиденье гладкое, без зазубрин и торчащих гвоздей. Также нужно объяснить ребенку, что на солнце металлические части игровых конструкций могут сильно нагреваться и, прежде чем съезжать с горки, нужно убедиться, не горяча ли ее поверхность.

5. Мыть руки перед едой.

А также овощи, фрукты и ягоды. Чтобы избежать инфекций и "болезней немытых рук", летом необходимо чаще напоминать детям о простых правилах гигиены, а также иметь с собой влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом нужно тщательно следить за скоропортящимися продуктами и не хранить их при комнатной температуре.
6. Одеваться по погоде и ситуации.

Для жаркой погоды стоит выбирать одежду из натуральных тканей – "дышащую" и свободную. Обратите внимание на то, как одет ребенок, играющий на детской площадке: опасными элементами одежды считаются тесемки на футболках и платьях и особенно шнурки, продетые в капюшоны кофт, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.

6. При грозе и молнии найти безопасное укрытие.

Даже если ребенок не боится громких звуков, а вид сверкающей молнии кажется ему завораживающим, стоит четко объяснить, какую опасность таит молния для людей на открытом пространстве, и почему необходимо переждать непогоду в закрытом помещении подальше от окон и дверей.
7. Пить достаточно воды.

При активных играх нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в особенно жаркие дни нелишним будет распылять на тело термальную или обыкновенную воду из пульверизатора.

таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам обж использование эффективных, современных методов и приемов, учёт возрастных особенностей - дадут положительные результаты.

Хотелось бы закончить наш педсовет поговоркой, которою часто мы слышим: «если предупрежден, значит вооружен!» так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!

МБОУ Лесногородская СОШ дошкольное отделение детский сад №24
 
                  

  

«Как уберечь ребенка от опасностей в этом сложном мире». 

(Из опыта работы). 
 
 
 
 

Педагогический совет №2 «Основы безопасности жизнедеятельности-важный аспект современного воспитания дошкольника». 

  

  

  

  

  

  

Подготовила воспитатель: Сальникова Наталия Владимировна 

 

д.п. Лесной городок 29.11.2022 год.

Слайд 2 

Все мы мечтаем, чтобы жизнь детей была радостной и счастливой, без болезней, несчастий и бед. Как же уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? 

Слайд 3 

Большинство бытовых травм у детей дошкольного возраста происходит по вине взрослых, которые не обеспечили безопасную для ребёнка среду пребывания, контроль за его играми, досугом и не научили малыша избегать опасности. 

Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни здоровья, за безопасность доверенных нам детей. 

Слайд 4 

Организованные формы обучения на занятиях. 

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме: 

-комплексные занятия. 

-беседы. 

-разбираем разнообразные проблемные ситуации по ОБЖ.

 Слайд 5 

Для организации обучения безопасной жизнедеятельности создана в группе безопасная предметно-развивающая среда. Представлены наглядно – дидактические пособия, которые дают возможность:

-познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления. 

-учить различать потенциально опасные предметы. 

Слайд 6 

На занятие по конструирование. «Мой город». 

-развиваем творческое воображение, внимание, память, мелкую моторику рук. Главное обыгрывать ситуации, которые помогают ребятам ориентироваться на дороге, на проезжей части и т.д.

Слайд 7 

Также регулярно проводится беседы «Знай и выполняй правила безопасности». 

-знакомим с необходимыми действиями в случае опасности. 

-необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.  

 Слайд 8 

Досуг по ОБЖ с элементами кукольного театра. 

-учимся разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность. 

 

Слайд 9 

Вовремя прогулке детям была поставлена задача, представить, что мы на автодроме, дети, практически закрепили свои знания о правилах поведения на дороге. «Я пешеход»  

-знакомить, с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности. Дети были не только пешеходами, но и водителями.

Слайд 10 

Художественная литература. 

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. 

Примером для детей служат литературные произведения: 

- сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Кошкин дом»

«Пожар»

«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, 

- Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»

- Л. Толстой «Пожарные собаки»

- С. Михалков «Дядя Степа»

- Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»

- Т. Нуждина «История спички»

- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

«Электрическая лампочка»

- Б. Житков «Пожар»

- Е. Хоринская «Спичка-невеличка»

- М. Кривич «Где работает огонь»

- Г. Остер «Вредные советы»

- Б. Житков «Пожар в море» и др. 

Слайд 11 

Просмотр мультфильмов и театрализованного представления по ПДД. 

-позволяют моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. 

Слайд 12 

Изобразительное искусство. 

-дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, отображают свои наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды информации.   

Слайд 13 

Оформление родительского уголка на тему ОБЖ. Работа с родителями. 

-активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту. 

-информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком. 

Слайд 14 

Сюжетно-ролевая игра: «Кто такой доктор» и «Как оказать первую помощь». 

-формируем представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. 

-знакомим с необходимыми действиями в случае опасности. 

Слайд 15 

Демонстрация-средств защиты при пожаре. Как себя вести в этой ситуации. Учебная эвакуация. 

-проводим с детьми работу по экстренной эвакуации, показываем и обучаем детей действиям и правилам поведения в режиме реальной ситуации, для того чтобы дети поэтапно могли изучить план действий и маршрут эвакуации. 

Слайд 15 

 

Хотелось бы закончить свою тпрезентацию поговоркой, которою часто мы слышим: «если предупрежден, значит вооружен!» так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

Презентация на педагогическом совете на тему: "Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней физ...

Дистанционное обучение для родителей "Здоровье и безопасность - важный аспект современного воспитания дошкольников"

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поло...

Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.

   Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...

Выступление на педагогическом совете в ДОУ "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Выступление представлено в виде презентации. В презентации содержится теоретичекая и практическая часть. Имеются фотографии и ссылки....