Протокол родительского собрания № 2 в средней группе
материал (средняя группа)

Синотова Татьяна Ивановна
Тема: «Использование дидактических игр и лексических упражнений в развитии лексической стороны речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_roditelskogo_sobraniya_no_2.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол родительского собрания № 2

в средней группе «Утенок»

г. Новокуйбышевск

Тема: «Использование дидактических игр и лексических упражнений в развитии лексической стороны речи детей»

Присутствовало:  17 человек - родители

Отсутствовало: 3 человека по уважительной причине

Воспитатели: 

Повестка дня:

1. Использование дидактических игр в развитии лексической стороны речи детей;

2. Использование лексических упражнений в развитии речи детей;

3. Мнемотехника как средство накопления словарного запаса.

Ход собрания:

1. Слушали:., воспитателя группы, с выступлением об использовании дидактических игр в развитии лексической стороны речи детей 4-5 лет.

Постановили: Использовать дидактические игры в развитии лексической стороны речи детей.

2. Слушали:., воспитателя группы, которая предложила использовать лексические упражнения в развитии речи детей.

Постановили: использовать лексические упражнения в развитии речи детей.

3. Слушали., воспитателя группы, с выступлением на тему «Мнемотехника как средство накопления словарного запаса».

Постановили: использовать приемы и способы, облегчающие запоминание нужной информации и увеличивающие объемы памяти путем образования ассоциаций (связей).

Председатель: _________________/

Секретарь: __________________/

Приложение №1

к протоколу родительского собрания № 2 

в средней группе «Утенок»

от 24.11. 2016 г.

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть.  И было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственной жизни детей.

Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка.

 В последнее время всё больше и больше детей с нарушениями речи поступает в массовые группы детского сада.  Да и  дети с нормой  часто  имеют бедный  словарный запас, а порой не знают самых элементарных вещей. Эти наблюдения натолкнули меня на мысль больше внимания уделять лексической стороне речи -  одному  из важнейших направлений образовательного процесса по речевому развитию ребёнка.  Ведь впереди школа.  И для успешного обучения в школе важно иметь высокий уровень развития речи. А овладение словарным запасом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Мне, как логопеду, эта тема интересна. Моя задача не просто развивать речь детей, а сделать этот процесс интересным и увлекательным, а переход от игры к серьёзной учебной работе менее заметным для ребёнка. От всех этих факторов зависит результат проведённой работы.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. В игре дети незаметно для себя выполняют большое число упражнений. Таким образом, дидактические  игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании  игры. А также становятся незаменимым помощником в работе воспитателя.  

Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Прилагается план - конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе  (область «Познание»).

           

                                                   Транспорт

Цели: закрепить знания детей о видах транспорта, деталях, профессия; умение классифицировать все виды транспорта; учить образовывать множественное число, подбирать признаки и действия, составлять простые распространённые предложения; развивать внимание и память

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки – поля.

Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка; легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный; летит, плавает, едет, транспорт

                                        Ход занятия.

1.Организационный момент.

 - Сядет тот,  кто назовёт свою картинку. ( У детей картинки с изображениями разных видов транспорта.)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

2. Основная часть.

Беседа о транспорте.

Педагог выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды. (Пассажирский, грузовой, легковой)

- Как называются люди, едущие в троллейбусе, автобусе, трамвае?

-Значит, это какой транспорт?  (Пассажирский)

Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Наземный транспорт может быть грузовой, легковой, железнодорожный.

Кроме этого,  есть транспорт воздушный и водный.

Д/игры:

 «Лото»

У каждого ребёнка карточка, разделённая на четыре поля: белое (воздух), синее (вода), коричневое (земля), чёрное (под землёй). Дети должны быстро разложить свои картинки правильно на карточке – поле.

 «Один – много»

«Назови части предмета»

-У самолёта есть: … (крылья, нос, хвост, пропеллер, мотор и т. д.)

-У грузовика есть:…

-У  автобуса, вертолёта, троллейбуса, корабля есть….

Физминутка «Едет, плавает, летает»

«Назови признак»

Поезд (какой?) -…;самолёт, автобус, вертолёт и т.д.

«Кто чем управляет?»

Автобусом управляет…(водитель)

Грузовиком -…(шофёр)

Поездом – (машинист)

Самолётом - …(лётчик)

Кораблём - …(капитан)

Мотоциклом - …(мотоциклист)

Велосипедом - …(велосипедист)

«Узнай по описанию»

Один ребёнок по плану рассказывает о том виде транспорта, который он загадал, остальные должны отгадать

-Из каких частей состоит?

-Какого цвета, формы?

-Из чего сделан?

-Где движется этот транспорт?

-Для чего используется, что перевозит?

-Кто им управляет?

«Что лишнее»

Автобус, самосвал, такси, трамвай.

Самолёт, вертолёт, орёл, ракета

Самолёт, вертолёт, ракета, парашют.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Трамвай, электричка, троллейбус, автобус.

3.Итог занятия.

О чём говорили сегодня? Во что играли?

Приложение №2

к протоколу родительского собрания № 2 

в средней группе «Утенок»

от 24.11. 2016 г.

Лексических упражнений в развитии речи детей.

 Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Вспомните, как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.

Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».  

Игровые приёмы, на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, являются наиболее эффективными в логопедической работе. Используя их, педагог-логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционной деятельности.

При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться такимирекомендациями: 

- игры не должны быть длительными по времени (5-10 минут);

- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка;

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.

Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какая степень его инициативности в этом процессе. Логопед должен так направлять педагогический процесс, чтобы дети всё активнее участвовали в коммуникативных операциях.

Важным при использовании игр будет включение в работу тех детей, уровень речевого развития которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои, пусть малые, знания, даёт им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками занятия. Создание такого стимула у ребёнка зависит от мастерства, желания логопеда и веры его в потенциальные возможности ребёнка. Без такой веры логопедическая работа с детьми, страдающими нарушениями речи, становится тяжёлым и малоперспективным трудом.

Среди наиболее существенных задач по развитию речи является работа по развитию лексического запаса.

Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д.

Слово имеет не только определённое звучание, но и смысловое содержание. Содержанием каждого слова является понятие. Процесс называния предметов – это процесс познания. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нём отражаются, поэтому процесс овладения словарём тесно связан с овладением понятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними.  

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические критерии – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.

При работе над развитием лексической стороны речи логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько направлений работы над ними:

  • Усвоение новых слов и значений, то есть количественное обогащение словаря;
  • Понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, то есть качественное обогащение словаря;
  • Активизация словаря;
  • Его очищение от просторечных, жаргонных слов.

Также необходимо указать на некоторые задачи в работе над словом:

- работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слого-ритмическому оформлению;

- работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;

- работать над развитием пассивного словаря, т.е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребёнок;

- работать над систематизацией слов, которыми располагает ребёнок, группировать их по разным признакам;  

- работать над разными видами значений слов: предметной соотнесённостью с понятийным, ситуативным, эмоциональным и др.;

- работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);

- работать над смысловой сочетаемостью слов;

- работать над активизацией поиска слов ребёнком.

Работа над словом начинается с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесённость слова (т.е. связь наименования с предметом), на её основе формировать обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов), формировать понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.)

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков выделяющих предметы. Эту работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать выводы о сходстве или несходстве предметов. При этом чем больше ребёнок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше он будет приводить сравнений предметов по их свойствам, признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках, может попросить детей самих придумывать такие загадки. Такая игра принесёт очень большую пользу.

Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, следует переносить на другой материал. При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Значительную помощь в упорядочении, группировке словаря окажет работа по ситуативной отнесённости слов, предусматривающая задание назвать как можно больше предметов, вовлечённых в одну и ту же ситуацию. Полезна также работа по называнию частей целого предмета, нахождению целого по наименованию частей.

Работа по формированию словаря открывает ребёнку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов логопеда можно построить достаточно развёрнутое высказывание-сообщение, высказывание-вопрос и т.д.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребёнка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово.

Количественное обогащение  словаря, необходимого  для полноценного общения, происходит за счёт усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их формы можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которого они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложение.

Целесообразно использовать работу с синонимами: она способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определённой ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста.

Важное место в пополнении лексики занимает работа над антонимами, вследствие которой ребята учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству.

Развивая у детей понимание многозначности разных частей речи, логопед знакомит их с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления.

Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует запас слов школьников, постепенно формирует понятие о языке, как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.        

В заключение необходимо добавить, что игры на развитие лексической стороны речи способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только  пользоваться словом, но и активно оперировать им. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребёнка с системой языка и научить употреблять в речи новые слова и словосочетания.

Приложение №3

к протоколу родительского собрания № 2 

в средней группе «Утенок»

от 24.11. 2016 г.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Отличительные особенности технологии: - имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;-приемы запоминания индивидуализированы;-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Цель обучения:

- развитие связной речи;

- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Предварительная работа:- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);- раздаточный материал;- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Вопрос педагогам: Где можно использовать карточки - схемы? для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Стихотворения

Стихотворения

Описание: Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Пересказ.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем.

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол родительского собрания в средней группе.

В любом детском образовательном учреждении (будь то школа или детский сад) проводятся встречи администрации учреждения, его работников и кураторов с родителями. Эти встречи носят название родительские...

Протокол родительского собрания в средней группе «Лучик».

Протокол родительского собрания в средней группе «Лучик».«Начало учебного года - начало нового  в жизни детского сада и его воспитанников»....

Протокол родительского собрания в средней группе

Протокол родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или только вперед!"...

Протокол родительского собрания в средней группе

Протокол родительского собрания в средней группе "Игра - не забава"...

Протокол родительского собрания в средней группе

протокол родительского собрания "Воспитываем добротой"...

Протокол родительского собрания в средней группе

Протокол родительского собрания на тему: "Здравствуй, солнечное лето!"...