ОСБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ШАГОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
статья (младшая группа)
Адаптация детей к детскому саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_pervyh_shagov_detey_rannego_vozrasta_v_detskom_sadu.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ШАГОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
В жизни каждого маленького ребёнка наступает период, когда он должен пойти первый раз в детский сад. А это совершенно новый период в его маленьком мирке. Это отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми. Ребёнок может воспринять это как отчуждение от семьи, лишение внимания и заботы. Поэтому нам очень важно чтобы этот период перехода из-под родительской опеки в социум был плавным, мягким и бестравматичным. Поэтому здесь очень важно установить взаимосвязь между родителями и воспитателем, чтобы педагог мог подсказать, посоветовать родителям как вести себя с ребёнком в адаптационный период.
Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптированность ) или к негативным процессам ( стресс).
В процессе адаптации поведение ребёнка может резко поменяться: ребёнок может много плакать, раздражаться, нарушается аппетит( ест реже и меньше чем обычно), нарушается сон ( прерывистый, кратковременный, долго не может заснуть). Утрачиваются приобретенные навыки (ребёнок может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться). В период привыкания к детскому саду дети нередко заболевают ( за частую это связано с тем , что ребёнок сталкивается с новыми вирусами и психологическим напряжением).Всё это является естественной реакцией при привыкании к детскому саду. Поэтому педагоги стремятся к тому, чтобы ребёнок справился со всеми трудностями. Для успешной адаптации обустраивается предметно-развивающая среда, добавляются вкладыши, каталки, пирамидки, коробочки со всевозможными заводными мелочами, игрушки со звуком на батарейках и т.д. С родителями проводится анкетирование и беседы об индивидуальных особенностей детей и на основе этих данных выстраивается траектория адаптации ребёнка. Так как привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности, доброжелательности, уравновешенности, наличием или отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированных навыков самообслуживания. Учитывая все особенности, воспитатель ищет подход к ребёнку.
В ходе комплексного исследования, проведённого учёными, были выделены фазы адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая.
∙ При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.
- При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев.
- При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и целый день. Здесь нужно отметить, что время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, каждому родителю рассказывается о эмоциональном состоянии малыша в группе, даётся консультация как облегчить ребёнку прохождение адаптации, что делать чтобы ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения. Поскольку детском саду большинство условий будет незнакомыми и совсем непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
Привыкание детей к детскому саду разное, в зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не могут отпустить маму из раздевалки. Какая адаптация будет у конкретного ребёнка, зависит от его индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяют поведенческие фазы адаптации.
Активная фаза- такая адаптация к детскому саду этого вида встречается довольно часто. Ребенок в первые две-три недели чувствует беспокойство: переживает, когда идет в сад, плачет при расставании с родителями, грустит о том, что завтра – снова нужно идти к ребятам. Но в скором времени слез становится меньше, малыш начинает чувствовать себя в безопасности, все более уверенно идет на контакт с воспитателями и ребятами.
Пассивная фаза- адаптация ребенка к детскому саду часто остается незамеченной родителями. Дело в том, что в садик малыш ходит практически без проблем: не закатывает истерик, не рыдает в раздевалке, не цепляется за маму. Но у него меняется то, что, казалось бы, и не относится к детскому саду: портится сон и аппетит, повышается утомляемость, капризность по вечерам. Эти симптомы проходят через несколько недель и состояние ребенка налаживается.
Осложнённая фаза- адаптация ребенка в детском саду этого вида обычно сильно разочаровывает родителей. Первые 2-3 недели малыш, кажется, успешно идет в сад: не льет слезы, не отказывается от сна и еды, отлично контактирует с участниками образовательного процесса. Но однажды наступает день, когда ребенок ведет себя так, как вели себя на начальных этапах дети с активной адаптацией: рыдает, никак не отпускает маму, не хочет идти в садик, не желает общаться с педагогами и играть с детьми. Дальнейший процесс обычно проходит по типу активной адаптации детей к детскому саду.
Проваленная фаза - этот вид предполагает, что ребенок так и не смог привыкнуть, или период адаптации в детском саду затянулся на годы. Ребёнок не успокаивается с воспитателями и ребятами после ухода родителей, не соблюдает режим учреждения, не участвует в играх и занятиях, отказывается от еды и сна в детском саду. Это состояние чаще всего перетекает и в школу: первоклассник очень тяжело привыкает к новой роли.
От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит дальнейшая жизнь ребенка, сможет ли самостоятельно выполнять элементарные культурно-гигиенические навыки, общаться со сверстниками, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.
Ещё раз хочу сказать, что процесс успешной адаптации зависит от плотного сотрудничества родителей и воспитателя. На сколько внимательно родитель прислушивается к рекомендациям, как выполняют основные требования:
- в первые дни родителям нужно быть особенно внимательными и терпимыми с малышом.
- утреннее расставание. выработать алгоритм прощания, помнить : « Долгие проводы, долгие слёзы».
- Если ребенку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа, бабушка или дедушка.
- И очень важно в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
- Не сравнивать своего ребёнка с другими. Нужно помнить, ваш ребёнок индивидуален!
- Дать ребёнку с собой его любимую игрушку.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю, соединив усилия педагога и родителей можно добиться успешного протекания адаптации и сделать первые шаги малыша в садике менее болезненными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему : «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на г...
Конспект родительского собрания «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» в первой ранней группе.
Конспект родительского собрания«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» в первой ранней группе....
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему :«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям....
Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...
Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...