Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
статья
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в творческое русло.
Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, рекомендуется:
1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).
2. В средней группе обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).
3. В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;
- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;
- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);
- формирование достаточно высокой самооценки;
- воспитание педагогом своей креативности.
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.
Работа над спектаклем:
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;
- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;
8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.
Список используемой литературы:
1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).
3. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_proyavleniya_v_teatralnoy_deyatelnosti.docx | 23.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в творческое русло.
Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, рекомендуется:
1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).
2. В средней группе обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).
3. В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;
- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;
- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);
- формирование достаточно высокой самооценки;
- воспитание педагогом своей креативности.
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.
Работа над спектаклем:
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;
- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;
8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.
Список используемой литературы:
1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).
3. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности.
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности...
формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчест...
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
Формирование творческих проявлений дошкольниковв музыкально-театральной деятельности Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без э...