Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
материал (средняя группа)
Формирование творческих проявлений дошкольников
в музыкально-театральной деятельности
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной
культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью
становления творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в
наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе
детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А
самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих,
способных к преобразующей деятельности.
Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко
проявляются в интересной и доступной для них театрализованной
деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом,
действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать
внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает
умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и
качественных результатов в развитии творческих способностей детей.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит
игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно,
велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в
творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой
инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической
зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему
“хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.
Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в
творческое русло.
Решая задачу последовательного и постепенного развития
творческих способностей в театрализованной деятельности,
рекомендуется:
- Во второй младшей группе формировать у детей простейшие
образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать
характерные движения животных).
- В средней группе обучать элементам художественно-образных
средств (интонации, мимике, пантомиме).
- В старшей группе совершенствовать художественно-образные
исполнительские умения.
- В подготовительной группе развивать творческую
самостоятельность в передаче художественного образа,
выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить
изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы
дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского
творчества:
- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети
активно подражают способам действий;
- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий,
которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание
простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в
знакомый материал;
- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей
самостоятельных действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной
деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные
произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не
предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко
всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в
обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно
воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С.
Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей
о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б.
Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой
активности детей;
- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку
(видеть потенциальные творческие способности в каждом);
- формирование достаточно высокой самооценки;
- воспитание педагогом своей креативности.
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества -
ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества,
а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно
то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и
его воплощении.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка,
поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций,
требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
В основу театрально-игровой деятельности положен
индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его
способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую
удачную находку, каждое новое решение творческой задачи,
стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих
силах.
Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным
сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий,
психического состояния и настроения детей.
Работа над спектаклем:
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе
подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько
основных правил:
- не перегружать детей;
- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;
- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с
нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть
эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей
работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат
сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий,
многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами,
приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки
пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого
человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться
со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от
возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время
обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к
новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта
работы, можно выделить десять основных этапов работы над
спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом;
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита
(можно условными), с музыкальным оформлением;
8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и
декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое,
праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое
коллективность театрального искусства, как от внимания и
ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после
выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на
следующий день можно выяснить, насколько критически они способны
относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны
направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на
основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и
отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с
фотографиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tvorcheskih_proyavleniy_doshkolnikov.docx | 20.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование творческих проявлений дошкольников
в музыкально-театральной деятельности
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной
культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью
становления творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в
наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе
детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А
самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих,
способных к преобразующей деятельности.
Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко
проявляются в интересной и доступной для них театрализованной
деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом,
действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать
внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает
умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и
качественных результатов в развитии творческих способностей детей.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит
игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно,
велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в
творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой
инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической
зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему
“хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.
Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в
творческое русло.
Решая задачу последовательного и постепенного развития
творческих способностей в театрализованной деятельности,
рекомендуется:
- Во второй младшей группе формировать у детей простейшие
образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать
характерные движения животных).
- В средней группе обучать элементам художественно-образных
средств (интонации, мимике, пантомиме).
- В старшей группе совершенствовать художественно-образные
исполнительские умения.
- В подготовительной группе развивать творческую
самостоятельность в передаче художественного образа,
выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить
изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы
дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского
творчества:
- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети
активно подражают способам действий;
- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий,
которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание
простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в
знакомый материал;
- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей
самостоятельных действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной
деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные
произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не
предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко
всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в
обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно
воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С.
Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей
о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б.
Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой
активности детей;
- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку
(видеть потенциальные творческие способности в каждом);
- формирование достаточно высокой самооценки;
- воспитание педагогом своей креативности.
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества -
ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества,
а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно
то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и
его воплощении.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка,
поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций,
требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
В основу театрально-игровой деятельности положен
индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его
способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую
удачную находку, каждое новое решение творческой задачи,
стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих
силах.
Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным
сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий,
психического состояния и настроения детей.
Работа над спектаклем:
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе
подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько
основных правил:
- не перегружать детей;
- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;
- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с
нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть
эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей
работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат
сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий,
многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами,
приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки
пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого
человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться
со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от
возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время
обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к
новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта
работы, можно выделить десять основных этапов работы над
спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом;
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита
(можно условными), с музыкальным оформлением;
8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и
декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое,
праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое
коллективность театрального искусства, как от внимания и
ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после
выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на
следующий день можно выяснить, насколько критически они способны
относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны
направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на
основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и
отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с
фотографиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности.
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности...
формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчест...
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без этого он засушенный цветок.В. СухомлинскийМузыкальное воспитание в детском саду – это...