Семинар-практикум «Воспитание дружеских отношений в игре»
материал
Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению; застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими; демонстративность как устойчивая личностная особенность. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание и воспитать дружеские отношения у детей. Так как в дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности, то все это формируется в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Воспитание дружеских отношений
в игре»
Цель: познакомить с новыми подходами к формированию межличностных отношений дошкольников (через систему специально подобранных игр). Передать педагогам опыт проведения игр (тренинг).
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.
Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение моих подопечных, отмечены следующие:
• особенности семейного воспитания;
• образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;
• уровень эмоциональной напряженности ребенка.
Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению; застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими; демонстративность как устойчивая личностная особенность. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание и воспитать дружеские отношения у детей. Так как в дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности, то все это формируется в игре.
Для активизации внимания и сосредоточенности друг на друге предлагаем игру «Хлопок». Участники садятся в круг. Ведущий смотрит на одного из них и хлопает в ладоши – «дарит» ему свое приветствие. Партнер должен “поймать” хлопок (хлопнуть в ладоши) и передать его другому. Так повторяется до тех пор, пока все не обменяются приветствиями.
За основу была взята система игр, разработанная известным детским психологом, доктором психологических наук Е.О. Смирновой и кандидатом психологических наук В.М. Холмогоровой, адаптированная для дошкольников. Специфика этого вида работы заключается в следующем:
* сведение на минимум речевого взаимодействия детей (в качестве средств общения используются условные сигналы, выразительные движения, мимика и пр.);
* исключение какого-либо принуждения, дабы не вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости;
* безоценочность (любая оценка, независимо от ее валентности, способствует фиксированности на достоинствах и недостатках);
* отказ от реальных предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством взаимодействия ради игрушки;
* отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на проявление демонстративности, конкурентности и ориентацию на оценку окружающих.
Система чрезвычайно проста в использовании и не требует специальных условий; она состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Предлагаю рассмотреть ее в действии. Примечание. На каждом этапе для примера предлагается одна игра. После ее окончания участники анализируют свое состояние и по желанию рассказывают, как они себя чувствовали в роли ребенка во время игры, какие были сложности.
I этап. Общение без слов. Задачи. Побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия. Игры: «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Хлопок». Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Если в море волны небольшие, так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как они, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, волны окружают его и, поглаживая, тихонько шепчут.
II этап. Внимание к другому. Задачи. Отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание ребенка на других.Игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Кто сказал?» («Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь»), «Из семечка – в дерево», «Разговор сквозь стекло», «Тень». Игра «Зеркало». Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что делать, если зеркала под рукой нет?» (Ответы детей; можно увидеть свое отражение в стекле, в воде.) Перед началом игры проводится разминка: воспитатель показывает простые действия, а дети – «зеркало» воспроизводят их. Затем дошкольники разбиваются на пары. Каждая пара самостоятельно решает, кто будет показывать какое-либо действие, а кто повторять его как зеркало. Показав 2-3 движения, пара садится на место. Все дети оценивают, насколько хорошо зеркало отражало (показатели – точность и одновременность движений). Если были искажения или несинхронность, – зеркало испорчено (или кривое). Паре детей предлагается его «починить» (потренироваться). Когда все дети научатся показывать отражение верно, воспитатель усложняет задачу: «Зеркало должно повторять все действия человека (как он делает зарядку, танцует и т.д.). Вам нужно постараться сделать это очень точно. Готовы? Тогда давайте попробуем». Взрослый встает в пару с кемнибудь из детей и копирует все его движения, показывая пример остальным. Затем предлагает дошкольникам играть самостоятельно, при этом следит за ходом игры и помогает парам, у которых что-то не получается.
III этап. Согласованность действий. Задачи. Учить ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей. Игры: «Горошинки», «Работаем вместе», «Лепим скульптуры», «Живые картины», «Слепой и поводырь», «Мостик», «Змейка», «Продолжи движение». Игра «Продолжи движение». Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет выполнять какое-нибудь движение (поднимать руки, садиться на корточки, поворачиваться вокруг себя и т.д.). По моему хлопку он замрет, а его сосед продолжит это движение. Взрослый прерывает выполнение движения после того, как пройден весь круг. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все желающие.
IV этап. Общие переживания. Задачи. Дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга. Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Кто смешнее засмеется», «Обнималки», «Курица с цыплятами», «Актеры». Игра «Актеры». Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Вы все – актеры, а я – зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнитесь, как: кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто вы увидели солнце. Позлитесь, как: ребенок, у которого отняли мороженое; один из двух баранов на мосту; человек, которого ударили. Испугайтесь, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака. Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который помог маме убрать весь дом; уставший воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои, и точно передать их состояние. Смотрите, друг на друга, пытайтесь «заразить» своих соседей этим состоянием».
V этап. Взаимопомощь в игре. Задачи. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сорадования. Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «День помощника», «Заблудившийся ребенок», «Гномики». Игра «Гномики». Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из них есть волшебный колокольчик. Когда он звенит, гномик может загадать любое желание, и оно когда-нибудь обязательно исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звонить, и загадывать желание». Дети выполняют, но вдруг оказывается, что один из колокольчиков молчит. «Что же делать, у одного из гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание. Как ему помочь? Подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание?» (Дети предлагают свои решения.) Возможно, кто-то уступит на время свой колокольчик, за что, естественно, получит благодарность ребенка и одобрение группы и взрослого.
VI этап. Добрые слова и пожелания. Задачи. Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты. Игры: «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Комплименты», «Конкурс хвастунов», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым), как ты», «Царевна-Несмеяна». Игра «Комплименты». Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «У тебя такие красивые тапочки», или «С тобой так хорошо играть», или «Ты умеешь петь и танцевать лучше всех». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
VII этап. Помощь в совместной деятельности. Задачи. Учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Игры: «Закончи рисунок», «Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина». Игра «Закончи рисунок». Дети сидят за столами, расставленными по кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и лист бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит ее рисовать, затем по моему хлопку прервется и тоже отдаст соседу слева. И так до тех пор, пока рисунок, который вы начинали, не вернется к вам». После этого можно обсудить результат – кто из детей что изобразил на каждом рисунке. Такое же задание можно выполнить на материале лепки или аппликации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"
Цель: вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного искусства.Задачи:1....
Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Семинар-практикум "Воспитание патриотических чувств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством" для воспитателей средних и старших групп.
Воспитание патриотических чувств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством...
Семинар-практикум "Воспитание у детей любви к Родине"
Цель. 1. Ознакомление воспитателей с состоянием работы в детском саду по воспитанию у детей любви к Родине, приобщению к культуре родного народа.2. Овладение методами исследования представлений д...
Семинар-практикум "Воспитание добром"
Рекомндации по воспитанию детей, диагностика детско-родительских отношений...
Семинар-практикум "Воспитание дружеских отношений в игре"
Практикум по передаче опыта педагогам в проведении игр с детьми дошкольного возраста...