Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация (младшая группа)
Данная статья будет полезна и интересна педагогам и родителям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Автор: Мартыненко Жанна Васильевна
Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и
приспособление к условиям этой среды (социальному окружению, режим дня,
нормам и правилам поведения и т.д.) Для ребенка детский садик, несомненно,
является новым, но еще неизвестным пространством, с новым окружением и
новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер
которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от
сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном
учреждении.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В
семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще
всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского
коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо
психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с
незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям
сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует
биологической и социальной адаптации к новым условиям.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка
физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное
приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на
основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро
приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после
его рождения.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания
ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и
световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность
изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала группы.
В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
Снижается или вовсе пропадает аппетит.
Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно
переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре
присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как
медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее
общительные детки могут стать молчаливыми.
Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства:
гнев, возбуждение, раздражение.
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-своему,
поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему
заблаговременно адаптироваться.
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду
дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший
ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период
адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к
новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения
снижаются защитные силы организма.
Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению
только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие
образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это
значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно
опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности
безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная
работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний
режим к распорядку дня в детском саду.
В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно
время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок
почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее
он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.
Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит ребёнка
к общению с ними.
Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома
важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Психолого-педагогическими условиями успешной адаптации должны
стать:
Организация процесса адаптации, включающая: правильно организованный
приём детей, создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе, работа с
семьёй, организацию предметно-развивающей среды и игровой деятельности.
Индивидуально-личностный подход в воспитании и обучении детей с учетом всех
действующих факторов адаптации.
Критериями успешной адаптации считаются:
Внутренний комфорт, заключающийся в эмоциональной удовлетворённости;
внешняя адекватность поведения, которая заключается в способности легко и точно
выполнять новые требования.
Готовим ребенка к детскому саду!
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть
соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не обсуждайте при
малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Ходите с ребенком в
гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите
ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п.
– показывайте, как это надо делать. Самое главное – положительный настрой на
детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для
вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок. Заранее узнайте все моменты в
режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Учите ребенка
дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Планируйте свой отпуск или
выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас
была бы возможность оставлять его там не на целый день. Недопустимо угрожать
ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в
детский сад.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский
сад?
Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного
пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку
возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым
правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку,
словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь с воспитателем, пусть воспитатель
станет вашим помощником в воспитании ребенка. Настраивайте ребенка на
положительный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и
стал таким большим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в
семье. Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить
походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его
капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни
ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не
ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).
Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком,
прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него
воспитательные методы и приемы! Внимание- никогда не пугайте ребенка детским
садом! Подготовьте к садику себя. И еще один очень важный момент, про который,
тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей.
Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться
там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не
угрожает – поверьте в это сами!
В заключении хочется еще раз отметить, что длительность периода зависит от
индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен,
коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно
легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединиться с
игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет
сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает
свой отпечаток на его отношения с окружающим. Такому ребенку необходим более
длительный срок на период адаптации. Чтобы период привыкания к детскому саду
прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные
адаптационные методики приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной
стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено,
проявляет творческую активность. В нашей группе созданы такие условия, игровая
деятельность как в индивидуальной, так и групповой форме, в первую очередь,
направленная на знакомство и сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры на коленках,
пальчиковые игры. Утренний прием детей в группу, у нас традиция «обнимашки».
Коллективные и подвижные игры: «Пузырь», «Зайка», «Мишка» и т.д., формируют
эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также развивают
координацию движения, переключают внимание, удовлетворяет потребность
малышей в движении. Общность движений и игровых интересов усиливают
радостные переживания и эмоциональный подъем, такие игры, как «Детская
дискотека» слушание детских песен, музыкальное сопровождение с диско шаром,
благоприятно способствует хорошему настроению деток. Игровые ситуации,
максимально приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни: «Мишка
заболел», «Кукла хочет спать» и т.д. создают доброжелательное отношение с
окружающими и сверстниками. Учат новым способам взаимодействия друг с
другом. Развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение
игровыми навыками, действий воображаемой ситуации, самостоятельности выбора
предмета заменителя. Релаксационные игры, которые помогают детям справиться с
напряженной и стрессовой ситуацией в период привыкания: дыхательные
гимнастики, способствуют мышечному и эмоциональному расслаблению.
Например: «Мыльные пузыри» - дети с удовольствием пускают мыльные пузыри
пытаются дотронуться до них и испытывают только положительные эмоции. Игры
с крупной и мелкой мозаикой, нанизывание шариков на шнур, соединение деталей
конструктора, с матрешками, с прищепками и др. монотонные движения руками и
сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и
способствуют творческому процессу. Успокаивающее и расслабляющее действие
вызывает арт-терапия, такая как пальцевая живопись – нетрадиционное рисование
создает атмосферу непринужденности эмоционально-положительного отношения к
действительности. Увлекательный процесс, который помогает забыть на какое то,
время о своих переживаниях. Музыкальные занятия и физкультурные:
звукоподражание, подпевание, слушание музыки, музицирование, развитие
движений – отличное средство психологической коррекции состояния ребенка в
желательном направлении развития. Игровые методы взаимодействия с ребенком:
игры-забавы, пальчиковый театр, мягкое пособие – вязанные игрушки,
мультфильмы – создают такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, о лучшее
лекарство от стресса – смех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
родительское собрание...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....