Выступление на РМО "Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в системе работы ДОУ"
материал (младшая группа)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_formirovanie_kommunikativnyh_navykov_u_doshkolnikov_v_sisteme_raboty_dou.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в системе работы ДОУ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции.
Работая последние годы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечается следующая закономерность: все большее количество малышей поступают в детский сад с нарушениями в сфере общения. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Возможно, это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.
Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста включают:
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
Коррекция нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками.
Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
В дошкольном возрасте ребенок получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего он формируется как социальная личность. Неумение ребенка организовать и поддерживать общение, высказать свою точку зрения, вести диалог может привести к личностным и поведенческим нарушениям, появлению замкнутости или чувства отверженности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.
Работа по коммуникативному развитию детей была начата с создания предметно-пространственной развивающей среды в группе (с привлечением родителей, как активных участников педагогического процесса).
Был оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры. В ходе работы постепенно добавлялись новые атрибуты. Оборудован центр театра: изготовлены шапочки – маски сказочных персонажей, различные виды театра, пополнили уголок ряженья.
Изготовлены и подобраны дидактические игры, направленные на ознакомление с социальной действительностью, с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей.
Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на социально-коммуникативное развитие детей.
В книжном уголке были подобраны книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение. Созданы альбомы с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных. Также был составлен альбом с фотографиями детей с различными эмоциональными состояниями.
В играх дети овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами. Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Дети наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Формы работы с родителями разнообразны: беседы, консультации, родительские собрания, просмотр видео материалов из жизни детей группы, участие в занятиях. Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по коммуникативному развитию детей посредством интерактивных технологий.
В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству такими играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-коммуникативного развития; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей, просматриваем видеосюжеты из жизни детей в группе.
Наблюдая за детьми в группе, можно отметить, что дети с радостью помогают сверстникам (собрать игрушки, одеть обувь). Дети стали интересоваться сверстниками, активно включаться во взаимодействие с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.
Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное в...
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...
Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»...
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с трудностями в общении и поведении Практикум на тему : «Работа с гиперактивными детьми»
Развитие коммуникативных навыков у гиперактивного ребенка...
Опыт работы по формированию социально - коммуникативных навыков у дошкольников.
Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей на основе сотрудничества и взаимодействия....
Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...