Семинара по теме: «Развитие у дошкольников пространственных представлений»
материал

.Проблема ориентации ребёнка в пространстве.                                       -Содержания понятий «пространственные представления» и «пространственная ориентация».                                                                                                        -Этапы развития пространственных представлений у детей.                                     --Особенности восприятия пространства дошкольниками.                                                 -Провести сравнительный анализ задач по разделу « Ориентировка в пространстве», заполнить таблицу.                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_0.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения семинара по теме: «Развитие у дошкольников пространственных представлений»

23.03.2019. Теоретический блок.                                                   1.Проблема ориентации ребёнка в пространстве.                                       -Содержания понятий «пространственные представления» и «пространственная ориентация».                                                                                                        -Этапы развития пространственных представлений у детей.                                     --Особенности восприятия пространства дошкольниками.                                                 -Провести сравнительный анализ задач по разделу « Ориентировка в пространстве», заполнить таблицу.                                                                                       

24.03.2020.                                                                                        2.Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников.                                             -Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений.                    -Работа над словарным запасом дошкольников при формировании пространственных представлений.                                                                                                -Формирование умений и навыков пространственной ориентации:                                   уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении;                   формирование умений в определении последовательности элементов ряда; формирование умений ориентироваться в направлении пространства.               

25.03.2019. ( продолжение темы)                                                                3-Развитие ориентировки детей на листе бумаги.                                                                  -использование моделирования при ознакомлении с пространственными отношениями.           

26.03.2019. Практический блок.                                                             4. Просмотр открытого занятия по математике «Кошка с котятами».                                                                                             

5.Анализ открытого занятия.

1-е занятие. 23.03.2019г

Проблема ориентации ребёнка в пространстве

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например:        «Я        нахожусь справа от дома» и т. п.;

б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например:        «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношение между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

Как же протекает развитие восприятия и отражения пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте?

На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Так, многие дети в возрасте 3—5 лет определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов. Например, на двух карточках изображены три одинаковых предмета, которые различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые,— говорит ребенок,— здесь мишка и здесь тоже мишка, тут зайчик и тут, матрешка и вот матрешка ...» Ребенок видит одинаковые предметы, но он как бы не замечает еще пространственных отношений в расположении этих предметов, а потому не видит различий между карточками. На эту же особенность восприятия указывалось выше, когда при воспроизведении множеств приемом наложения дети руководствовались лишь изображением предметов, не замечая пространственных отношений между ними, поэтому прием приложения элементов одного множества к другому оказывался для детей более сложным. Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются как «непрерывность». Например, располагая игрушки по прямой или по окружности, ребенок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется его стремление установить контактную близость при расположении предметов рядом, Друг за другом, напротив и т. п. Поэтому при

Воспроизведении множества приемом приложения ребенок пытается воспроизвести не столько количество, сколько близость элементов друг к другу. Его оценка пространственных отношений еще весьма диффузна, хотя сами они ему уже небезразличны. Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Восприятие пространства не ограничивается лишь накоплением чувственного опыта.

С возрастом развивается стремление к более точному определению пространственных отношений, численному их выражению. Чисто сенсорный опыт восприятия пространства перестраивается в логическое его познание посредством измерения. Большое значение для формирования механизма вторично сигнальной регуляции пространственного различения имеет словарная работа и воспитание культуры речи как на специальных занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных), так и в играх детей, в их повседневной жизни.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственного расположения предметов «от себя» и «от объектов»

Этапы пространственной ориентации «на себе», «от себя» и «от объектов» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной.

Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

Группа

Задачи по ориентировки в‘ пространстве

Обучение

Закрепление

Вторая младшая

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ним различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади,справа - слева; .различать правую и левую руку

Понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева —справа ,на, над - под верхняя - нижняя.

Средняя

Развивать умение пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Определяют положение предметов в пространстве по отношению к себе { вверху- внизу, впереди- сзади); умеют двигаться по сигналу: вперёд и назад, вверх- вниз.

Старшая

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками- указателями направлениями движения; определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Подготовительная

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории;

располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения их движения в пространстве.

Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист,

страница, поверхность стола и др), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются знакомыми обозначениями.

2- занятие. 24.03.2019г

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников.

Основная задача этой работы — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме.

 Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

  1. ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
  2.  ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
  3.  освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
  4.  определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
  5.  определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
  6.  определение пространственной размещенное™ предметов относительно друг друга;
  7.  определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

В процессе обучения дети осваивают значения предлогов и наречий, отражающих Пространственные отношения. Одна группа предлогов отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других. Вторая группа — передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения.

К первой группе относятся предлоги на, в, сзади, впереди, за, напротив и др. Внутри этой группы имеются свои отличия, передающие оттенки пространственных отношений между предметами. Особенно широко и многообразно используются в речи предлоги на и в. Предлог «а отражает положение предмета на поверхности другого, а предлог в — внутри чего-либо Но с помощью этих же предлогов указывается место нахождения человека, животного, предмета в пространстве передается передвижение на некоторых видах транспорта Пространственные отношения между предметами отражаются с помощью предлогов под, над, впереди, перед, за, сзади. С одной стороны, они показывают положение одного предмета по отношению к другому, а с другой стороны, и направление движения по отношению к другому предмету Эти же предлоги передают динамику движения, его направления к другому предмету .У предлогов перед, сзади, несмотря на то что они указывают противоположные пространственные отношения между предметами, имеется общий оттенок — они указывают на близость одного предмета к другому Наоборот, в другой паре предлогов — впереди и за, также отражающих противоположные отношения между предметами, общность состоит в том, что в них подчеркивается некоторая отдаленность и непосредственная близость в расположении предметов.

Пространственное расположение человека или предмета лицом, лицевой стороной (фасадом) к другому человеку или предмету выражается предлогом против (напротив), при этом указывается на близость расстояния между ними. Место нахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов среди, вне, посреди. На расположение чего-либо в центре указывают предлоги между, вокруг. Ко второй группе относятся предлоги с помощью которых передается направление движения в пространстве.

В предлогах к, из-за отражается направление движения к тому или иному предмету или, наоборот, движение изнутри предмета .Движение же по поверхности передается с помощью предлогов по, через. Но отличие между этими предлогами состоит в том, что предлог по не указывает определенного направления, в то время как предлог через передает как бы путь движения по какой-либо замкнутой территории. Предлоги вдоль и поперек указывают на расположение предметов в процессе движения или какого-либо действия. Кроме предлогов, для обозначения пространственных отношений используются наречия. Одни из них показывают направление движения и отвечают на вопрос «куда?» (сюда, туда, налево, влево, направо, вправо, вперед, назад, наверх, вверх, вниз, внутрь, наружу и т. п.), другие же указывают направление движения, но обратного характера и отвечают на вопрос «откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, снизу, изнутри, снаружи, извне, издалека, отовсюду и т. д.). Третья группа пространственных наречий обозначает место действия, отвечает на вопрос «где?» (тут, там, здесь, слева, справа, впереди, сзади, позади, сверху, наверху, вверху, внизу, внутри, вне, снаружи,        везде, всюду, повсюду        и др.).

Детей постоянно учат адекватно использовать в речи «пространственные» термины, осознавая их смысл. Осуществление этих задач, тесно связанных друг с другом, возможно в процессе целенаправленного обучения и в повседневной жизни.

Прежде всего, воспитатель учит малышей различать и называть части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок, голову, грудь, спину, ноги, руки. Большое значение имеет выделение симметричных частей собственного тела и обозначение их словами правая, левая. Эти знания закрепляются в дидактических играх, например в игре «Кто правильно покажет и скажет?», содержание заключается в следующем: в гости к малышам приходит Петрушка или другой персонаж (роль выполняет воспитатель) и предлагает

детям поиграть — показать и назвать, где у них ноги, руки, правая (левая) рука, притопнуть правой (левой) ногой.

Особые трудности испытывают дети при дифференцировке правой и левой руки. Необходимо знакомить дошкольников с названием обеих рук одновременно, подчеркивая их различные функции: правой рукой держат ложку, а левой — кусочек хлеба или придерживают тарелку; в правой руке находится карандаш, которым рисуют, а левая прижимает лист бумаги, чтобы он не скользил, и т. д. Об этом воспитатель постоянно напоминает детям, развивая умение дифференцировать части тела.

На этой основе начинают целенаправленно формировать у детей опыт ориентировки в пространстве по основным направлениям. В процессе обучения различаемое ребенком направление пространства связывают с представлениями о сторонах собственного тела. Педагог организует многочисленные упражнения, в которых требуется воспроизведение направлений по названию, самостоятельное обозначение их словом, показ из статического положения, передвижение в указанном направлении, переход к их различению в процессе ходьбы и бега, при выполнении поворотов.

Например, воспитатель предлагает флажком указывать направления: вверх — вниз, вперед — назад, направо — налево; правой рукой показать вперед, левой — вниз, двумя — вверх и т. д. Проводятся упражнения в игровой форме типа «Скажи, где что находится»: ребенок должен назвать, что находится перед ним, что позади, что справа, что слева, что вверху, что внизу, что близко, что далеко.

Постепенно можно увеличивать количество предметов и степень их удаленности от ориентирующегося. Подбирая вначале упражнения только на парные и взаимосвязанные направления, затем следует их давать в любому.

3-е задание: (продолжение темы) 26.03.2019

Развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это не сразу дается ребенку. Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях. Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний.

Одним из эффективных приемов является так называемый «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку воспитателя. Педагог говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией. (Различные варианты зрительных диктантов даны на форзаце книги.)

На одном из подобных занятий дети могут самостоятельно создать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их разместили.

На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

На листе бумаги можно расположить цифры. Например, в центре положить цифру 5, справа от нее — 6, а слева — 4; над цифрой 5 (сверху) положить — 2, справа от нее — 3, а слева—1; под цифрой 5 (внизу) надо положить — 8, справа от нее — 9, слева от цифры 8 — 7. Цифры оказались расположенными по порядку в три строки. Воспитатель предлагает назвать их, начиная с первой строчки, «читая» слева направо.

Аналогично проводятся игровые по форме упражнения по выкладыванию лучинок. Требует сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок перемещает кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

Используя специально подобранный иллюстративный материал и прием «вхождения в картину», следует предлагать детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя.

Наиболее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например: обставить кукле комнату как на рисунке, разведчикам найти спрятанный пакет, пользуясь картой, путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом и т. д. Дети осваивают условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению.

У малышей развивают умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: «дождик», «дорожки», «ленточки» и т. п.

Развитие пространственных представлений и ориентировок успешно сочетается с формированием представлений о количестве, форме, величине: устанавливая отношения равенства или неравенства, дети раскладывают мелкий раздаточный дидактический материал на полосках (верхней или нижней) правой рукой и в направлении слева направо; размещают геометрические фигуры на листе бумаги: в центре (в середине) — круг, направо — треугольник, а налево — квадрат; создают упорядоченный ряд, раскладывая по размеру полоски на столе в разных направлениях, и т.д. Этой же цели служит работа с дидактическими картинками: описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными предметами, но по-разному расположенными. Например, на одной паре полосок бумаги нарисованы три игрушки в ряд: в центре — мишка, слева от него — машина, а справа — лодка; на другой паре в центре — машина, слева от машины — мишка, а справа — лодка и т. д., т. е. все три предмета меняются местами. Воспитатель, показывая одну из картинок, спрашивает, у кого такая же. Ребенок, имеющий парную, поднимает картинку, описывает ее и составляет с предъявленной пару. Важно, чтобы ребенок не только нашел парную картинку, но и описал пространственное расположение предметов.

Конспект открытого занятия

По развитию у дошкольников пространственных представлений.

« Кошка с котятами»

Задачи:

- Развивать пространственные представления у детей.

- определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху- внизу, впереди – сзади);

- Закреплять навыки порядкового и количественного счёта, умение соотносить цифру с количеством.

- Закреплять знания геометрических фигур, свойства предметов « большой», « маленький».

- Развивать речь, внимание, слух.

- Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на основе этого находить предметы, отличающиеся по какому либо признаку.

- Развивать творческое воображение, умение воссоздавать модель по образцу.

- Вызвать эмоциональный отклик и желание помогать попавшим в беду.

Предварительная работа:

Чтение сказок « Три медведя», « Волк и семеро козлят».

Оборудование:

Мольберт, картина «Кошка с котятами», игрушки котята, геометрические фигуры, мячики, конверт с письмом, бабочка, три медведя.

Ход занятия.

Дети заходят в группу берут на столе две одинаковые геометрические фигуры.

Воспитатель: Сегодня нас ждет с вами увлекательное путешествие, мы будем путешественниками в математику. Для начала посмотрите на свои геометрические фигуры и на фигуры своих друзей. Если вы увидите такую же фигуру как у вас, такого же цвета, размера, подойдите друг к другу. Нашли себе дружочка? Теперь вас двое, вы пара.

Пара- это два. Что вы видите друг у друга по два?

Слушать нам помогает пара (ушей), смотреть помогает пара ( глаз), рисуем пора ( рук), ходить помогает пара ( ног).

Давайте и мы поиграем в игру « Парочка»

Физкультминутка

Есть две ножки, чтоб бежать,

Есть две ручки, чтоб махать,

Есть два глаза, чтобы видеть,

Есть два ушка, чтобы слышать,

Нос один, второго нет.

Ротик скажет « Всем привет»

- Я вам сейчас расскажу одну историю, слушайте внимательно.

-Жила – была кошка, она была очень важная и строгая и ее звали Маркиза. И вот весной у неё родились котята. Сначала котята были маленькие и постоянно спали, а мама их кормила и пела песенку «Мяу- мяу». Но вскоре котята подросли и стали вылезать из корзинки, а мама не успевала за ними следить, потому что котят было много, а мама …                                                                       Дети: - Одна.

Воспитательница: - Как узнать, сколько у кошки котят?

Дети:- Посчитать.

Воспитатель: -Давайте посчитаем. Всего котят 5, но все они разные по цвету и размеру.

- Скажите, какой котёнок стоит сзади кошки?

_ А рыжий котёнок, который по счёту?

- Каким стоит самый маленький котёнок?

- Расскажите, что делает котёнок справа?

-Давайте дадим котятам по мячику?

- Сколько мячиков нужно отсчитать?

- Что можно сказать о количестве котят и мячиков?

- Молодцы!

- А котята были очень непослушные, то убегут от мамы, то опрокинут чашку со стола. Трудно маме приходилось.

- Однажды в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, что там в нутри.

Мяу-мяу-мяу!!! Ах вы бедные котятки мои,

Непослушные ребятки мои,

Что же делать? Убежали вы опять.

И теперь, я не знаю где вас искать…!

Серенький котёнок Лапа,

Рыженький котёнок Тяпа,

Белый, черный – Бим и Тим,

И малышка – крошка Пим.

Но когда же постучите снова в дверь,

Прибежите к бедной мамочке своей,

Четыре сыночка, и лапочка дочка. Мяу-мяу-мяу.

- Смотрите, к нам прилетела бабочка, и она сказала мне по секрету, что видела наших котят. Оказывается, они убежали в сказку и только там можно их найти. К счастью бабочка обещала нам помочь отыскать котят. Для этого нам нужно идти туда, куда полетит бабочка.

- На двери замок, он волшебный, закодированный. Значит, чтобы его открыть нужно его расколдовать, разгадать какую то тайну.

- Посмотрите внимательно на замочек. Что здесь нарисовано?

- Как назвать одним словом? (фигуры)

- Наверное, нужно на какую-то фигуру, чтобы открылся замок?

- А какую?

- Чем отличаются эти фигуры?

- Какая фигура здесь лишняя, не такая как другие? (треугольник, он один, а все остальные круги.)

- Вот дверь и открылась. За дверью спрятался котёнок.

- Смотрите, бабочка полетела, и нам нужно за ней спешить.

- Мы с вами попали в сказку, хотите узнать в какую? Нам нужно отгадать загадку.

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки.

- Правильно, это сказка « Три медведя».

- Давайте поставим наших героев в ряд по высоте и сравним их.

- Найдите того, кто выше всех, кто за ним по росту, и кто самый маленький.

- Молодцы.

Физкультминутка:

Три медведя шли домой.

Папа мишка был большой,

Мама чуть поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

Самый маленький он был.

- Ребята, мы с вами попали на лужайку, где много разных цветов растет.

- Давайте посмотрим под большим красным цветочком, никого нет или кто то спрятался?

- А теперь заглянем под жёлтый цветочек, кто там сидит?

- Вот и нашли мы ещё котят, давайте посадим их в корзину и отнесём маме.

- Ребята смотрите, наша бабочка опять полетела, пойдём скорей за ней.

- В какую сказку мы попали? Вот совсем не ожидали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей пространственных представлений

Развитие у детей пространственных представленийПсихическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девя...

Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...

«Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»

В статье рассказывается о проблемах развития лексики и пространственных отношений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня...

Формирование у дошкольников пространственных представлений.

Актуальность темы. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, вн...

Обобщенный опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме "Развитие у дошкольников пространственных ориентиров"

Обобщенный опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме "Развитие у дошкольников пространственных ориентиров"...

Конспект НОД по развитию у дошкольников пространственных представлений. « Кошка с котятами»

Задачи:- Развивать пространственные представления у детей.- определять положение предметов в пространстве по отношению к себе ( вверху- внизу, впереди – сзади);- Закреплять навыки порядкового и ...