Консультация для воспитателей «Организация мини – музея в детском саду».
консультация

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vosp_mini-muzey.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация мини – музея в детском саду».

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.

В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников. Современные тенденции развития образования обуславливают актуальность темы.

Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому, он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой, поэтому, мини-музей можно рассматривать как способ реализации интегративного подхода в обучении и создания системы детской деятельности.

Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного]. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательно- речевому развитию старших дошкольников.

Использование музеев в работе с детьми ведётся по основному направлению, познавательно - речевому, творческому и эмоциональному развитию.

В дошкольном учреждении музеи и мини-музеи организуются с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень форсированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.

Независимо от тематики музея и представленных экспонатов задачи познавательно - речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований программы.

Выставки и коллекции, представленные в музее, способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети будут описывать предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять слова в точном соответствии с их смыслом.                                                                                                 Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.                            В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники могут делиться своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.                                                                     В музее можно организовывать выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества и повествуют о них. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения и использовать языковые средства для соединения их частей, образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов, подбирают прилагательные в сравнительной и превосходной степени, т.е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутьё.            Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.                                                           Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития. Несмотря на то, что дети с удовольствием используют в играх современные технические средства, однако нельзя подменять живое общение виртуальным, так как только на чувственной основе при активном взаимодействии с его объектами, можно познавать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.

Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Ру...

Организация мини музея в детском саду

Этот файл содержит в себе описание для создания мини музея в старшей группе детского сада....

Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях детского дошкольного учреждения»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Консультация для педагогов: «Особенности организации мини – музея в детском саду»

Консультация для педагогов:«Особенности организации мини – музея в детском саду» была разработана мною для выступления перед коллегами на педсовете. В тексте данной консультации идет...

Консультация для воспитателей «Создание мини-музеев в детском саду»

Музей (c греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры,...