Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования-граттаж»
материал

Хусаинова Альбина Фаузеровна

граттаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.odt79.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 9 «Чайка» Республики Башкортостан

Мастер-класс для воспитателей

«Нетрадиционная техника рисования-граттаж»

Мастер класс рисунков в технике граттаж. Фото №8

                           Подготовила

                                                                                                                   Хусаинова А.Ф

Цель мастер-класса – повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

Задачи: 

  • познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж,  для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
  • обучить технологии грунтовки листа под рисунок;
  • способствовать развитию воображения, фантазии  участников мастер-класса;
  • содействовать формированию эмоциональных, позитивных  чувств, настроения.  

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: коллективная.

Раздаточный материал: полоски акварельной бумаги  (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи,  салфетки.

Наглядные пособия: презентация по теме мастер-класса; готовые картины, выполненные в данной технике.

Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.  

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Основная часть.

Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж»

Выбор материала для будущей творческой работы

Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.

Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного  рисования   в технике «Граттаж»

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Я приглашаю педагогов на мастер - класс. Я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой рисования  граттаж.

Еще  древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» . Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Техника позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники ( пальцеграфию, печать от руки, рисование печатками, монотипия, ниткографию, граттаж,эбру)

В ИЗО немало разных техник,

Я, как воспитатель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Вам о граттаже рассказала,

Он вызывает интерес.

Ведь каждый хочет в мир чудес,

Взяв в руки стилус

И лист бумаги непростой,

Ты словно фокусник - царапкой

Рисунок сможешь сделать свой.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

 Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования.  Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж» используется следующие материалы  и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистки.

Посмотрите работы, выполненные в этой технике.  Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.

Этапы  работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.

Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую  свечу.

Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем  немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист  широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я для вас их приготовили. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На  черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так творите!

Возьмите в  руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте  свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Если педагоги затрудняются с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Рефлексия

Подведем итог.  Уважаемые коллеги,  скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?  Продемонстрируйте свои работы. Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.

Самоанализ мастер-класса

Тема «Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «граттаж», с  этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения, выполнения техники «граттаж».

Мастер-класс был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные  в технике «граттаж». Участники были обеспечены материалами для выполнения творческой работы.

Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.

В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы.

В заключительной части  был подведен итог.

Вывод:

Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс "Нетрадиционная техника рисования - граттаж"

Мастер – класс рассчитан на воспитателей детских садов и родителейЦель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной технике рисования — граттаж.Задачи:- Познакомить участн...

Мастер -класс для воспитателей "Нетрадиционная техника рисование -граттаж"

Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети стар...

Мастер-класс для педагогов-воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»

Мастер-класс для педагогов-воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования “Граттаж”»

Знакомство участников мастер-класса с техникой нетрадиционного рисования «граттаж» для повышения педагогической компетенции в художественно-эстетической области образования....