Консультация "Театрализованные игры дошкольников"
консультация
Консультация для педагогов "Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_teatralizovanye_igry_v_dou.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Театрализованные игры, как средство развития
коммуникативных способностей дошкольников
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются. Учатся взаимодействовать со сверстниками, договариваться о сюжете, вести ролевые диалоги, через образ персонажа развивается выразительность, образность речи
Отмечу, что театрализованные игры отличаются от других (сюжетно-ролевых игр) обязательным наличием сюжета, основанного на литературных и фольклорных материалах.
Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:
- формируют у детей чувство партнерства;
- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;
- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;
- способствуют умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;
- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;
- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;
- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.
Этапы работы с игровым материалом
В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:
- Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.
- Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
- Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.
Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков
- Моделирование ситуаций.
- Творческая беседа.
- Игры (на согласование действий, распознование эмоций, выразительность движений, мимики, голоса и т.п.)
Виды театрализованных игр в детском саду
В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:
Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.
Игры-драматизации
В детском саду выделяют следующие виды таких игр
- Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
- С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
- Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
- Самостоятельная игра (игра имитация) Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно.
Персонажей-кукол можно изготавливать вместе с детьми. Это поможет дополнительно создать коммуникативные контакты в группе.
Режиссёрские игры
Среди этого вида игр принято выделять следующие:
- Настольный театр игрушек.
- Настольный театр картинок.
- Стенд-книжка.
- Фланелеграф.
- Теневой театр.
Развитие коммуникативных навыков воспитанников средствами режиссёрских игр
Основная задача режиссёрских игр — развитие коммуникативных навыков. Подготовка к этому типу деятельности начинается в возрасте до 3 лет, когда дети ещё не научились совместной игре. В это время наблюдается «игра рядом», т. е. малыши находятся недалеко друг от друга, но не контактируют между собой. Игры-драматизации, а также подвижные, дидактические подводят малышей к началу коммуникации, однако именно режиссёрские игры формируют коммуникативные навыки и тренируют диалогическую речь.
С появлением режиссёрской игры происходит подготовка к взаимодействию с другими детьми. Вначале ребёнок использует в качестве партнёра игрушки, куклы-картинки, рисунки и др. В процессе игры малыши выстраивают диалоги за несколько персонажей. Это помогает в дальнейшем наладить контакт с ровесниками.
В возрасте 4–5 лет дети уже способы собираться в небольшие группы по 2–3 человека. В это время игровой процесс для них становится более разнообразным за счёт включения в него текстов сказок и мультфильмов.
В 6–7 лет дети уже сами делают игру разнообразнее, разыгрывая также сказки и мультфильмы, но при этом больше импровизируя в действиях и репликах персонажей.
Таблица: особенности театрализованных игр в разных возрастных группах
Возрастная группа | Особенности игры |
Младшая |
|
Средняя |
|
Старшая |
|
Подготовительная |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры дошкольников
1. Значение театрализованных игр, их специфика.2. Сравнительная характеристика театрализованных и сюжетно-ролевых игр.3.Виды театрализованных игр, их характеристика.4. Условия развития театрализованны...
Консультация для воспитателей «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский Н.Я. Михайленко), поэтому она наиболее...
Методические рекомендации "Театрализованные игры дошкольников".
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительнос...
Консультация для воспитателей "Театрализованные игры дошкольников"
Для развития и воспитания детей в игре прежде всего необходима правильная организация театрализованных игр....
Консультация "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация "Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников"
Системы работы с дошкольниками по использованию театрализованных игр и игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических проц...
Консультация "Театрализованные игры как средство коммуникации дошкольников"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район Консультация: «Театрализо...