"Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника".
материал на тему

Будайчиева Рема Джавидовна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

 В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривается  человек культуры: личность свободная, гуманная, духовная и творческая.
Главное в этой личности – устремленность в будущее, свободная реализация своих возможностей, в особенности творческих, укрепление веры в себя и достижение идеального «я».  

Одной из задач ДОУ в свете требований ФГОС является:

«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» ( ФГОС дошкольного образования,1.6.)

 Необходимо признать, что современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий, поэтому особую ценность, сегодня приобретает развитие уже в дошкольном детстве способности самостоятельно и творчески мыслить.

 Педагогами и психологами доказано, что успешность обучения в школе во многом определяется не запасом знаний и представлений, приобретенных  в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д.), а уровнем развития психических процессов, в частности мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения  ситуаций проблемного характера.

На сегодняшний день перед воспитателями встаёт вопрос

«Как учить маленького ребёнка думать, рассуждать?

 Как развить у него  интерес к познавательной деятельности?

 Как подвести к самостоятельному поиску решений?»

В целях активизации познавательной деятельности детей мы педагоги  используем различные приёмы:

Приёмы активизации познавательной деятельности детей:

поисковая деятельность,

 развивающие игры,

проблемные вопросы, задачи, ситуации.

 Но практика показывает, что трудность возникает в том, что не всегда педагог может правильно создать ситуацию поиска, предоставив ребёнку возможность раскрыться самому.

 Чаще всего активность в решении вопроса педагог проявляет  сам. Эффективность такой работы низкая. Дети являются   пассивными наблюдателями, и их познавательный интерес постепенно гаснет.

 Основная задача воспитателя на этапе сегодняшнего дня дать возможность каждому ребёнку раскрыться, проявить себя в высказываниях, в деятельности, в отношении к мнению других, т.е. учить иметь свой собственный взгляд на всё.

Рассматриваемый нами сегодня вопрос использования проблемного обучения в дошкольном образовании как никакая другая технология способствует развитию у детей активности, инициативы, творчества.

 Все эти качества формируются средствами дошкольных видов деятельности — игры, познавательно-исследовательской деятельности, многообразных разновидностей детского творчества, конструирования  и т.д.

В любой совместной с детьми деятельности мы постоянно должны помнить о том, что  нужно как можно чаще ставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором новые, подлежащие усвоению знания, будут занимать место неизвестного. Сам факт столкновения с трудностью  рождает у ребёнка потребность в новом знании.

Т.е.,  потребность в новом знании является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Например, когда я причёсывала девочек  после дневного сна, дети удивились, что длинные волосы девочек поднимаются за расчёской. И когда я задала вопрос «Как вы думаете, почему волосы поднимаются за расческой?» Получила я очень много разных ответов.  В таких случаях наша задача  не давать сразу готовую информацию, а попробовать подвести детей к самостоятельному поиску ответа, т.е. заставить их мыслить.

Для того чтобы ребёнок осознанно и глубоко мыслил, и при этом у него формировались необходимые приемы познавательной деятельности, мы должны с вами  научить  определенной последовательности умственных операций.

Этапы последовательности работы.

Первый этап – это анализ проблемной ситуации.

(Ребёнок заметил, что волосы причёсываются не как всегда, а поднимаются за расчёской).
Второй этап - формулировка проблемы.

 (Почему волосы поднимаются за расчёской?)
Третий этап – этап  анализа проблемы и выдвижения предположений.

 Дети начинают высказывать предположения:

- Расчёска липкая.

- Волосы поднимает воздух.

- Похоже на магнит.

Четвёртый этап - обоснование гипотезы, проверка выдвинутых детьми предположений.

 Выяснили, что уровень знаний детей недостаточен для выдвижения правильной гипотезы. В этом случае мы должны  помочь решить проблему, нацеливая детей на поиск ответа в энциклопедической литературе, интернете, у взрослых и пр.

Последний этап - проверка решения проблемы.

        На этом этапе решающее значение приобретает практическая деятельность – проведение опытов и экспериментов.

В данном случае мы провели ряд опытов «Что происходит с воздушным шариком, если его потереть о волосы», «Электрическая расчёска» подвела детей к выводу – волосы наэлектризовались, т.е. проблема решена, и дети получили начальные знания об электричестве.

Практика показывает, что познавательный интерес к новому знанию, вызванный проблемной ситуацией, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса воспитатель должен стремиться  создавать повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на воспитанников перед или в процессе создания проблемной ситуации:

Методические приёмы эмоционального воздействия:

 - элементы новизны,

-  игровые моменты,

-  эмоциональное изложение  материала и др.

Но особое внимание воспитатель должен обратить на постановку вопроса. Вопрос должен быть проблемным.   А проблемным он становится  при следующих условиях:

1.Он должен иметь логическую связь с ранее изученным и с тем, что  подлежит усвоению, т.е. новым знанием.

2.Должен содержать познавательную трудность.
         3.Должен вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным.

В качестве примера, рассмотрим решение следующей проблемной ситуации:

Проблемная ситуация.

«В первой половине дня прошёл дождь. На участке появились лужи. Выйдя на прогулку после сна, дети заметили, что  одна лужа уже высохла, а другая нет. Почему?»

Дети из предшествующих наблюдений уже знают, что вода на солнце испаряется. Но возникло противоречие:  одна лужа за время дневного сна  высохла, а другая не высохла совсем. Почему?

Ответов на поставленный вопрос может быть несколько.

Если количество воды в лужах разное (одна глубокая, а другая мелкая), то, сравнив лужи, дети сделают вывод о том, что быстрота испарения зависит от количества воды.

Если же количество воды приблизительно одинаковое, но лужи находятся в разных условиях (в тени и на солнце), дети придут к выводу, что  листва дерева мешает проникновению солнечных лучей и испарение в тени происходит гораздо медленнее.

Поставленный перед детьми вопрос, в данном случае,  отвечает всем условиям проблемности:

- имеет связь с ранее полученными знаниями (о круговороте  воды в природе),

- содержит познавательную трудность (ответ не лежит на поверхности),

 - вызывает чувство удивления (одна лужа исчезла, а другая – на месте).

Всегда ли ребёнок может самостоятельно выйти из создавшегося познавательного затруднения? Конечно, нет. Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

- частично-поисковые методы

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном

слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.

исследовательские методы

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка

воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

  1. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

Воспитатель даже не указывает на проблему.  Ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

 Частично-поисковый метод проблемности характерен для использования в работе с детьми младшего и среднего возраста, т.к. запаса знаний и собственного опыта детей недостаточно для поиска ответа на вопрос. А исследовательский метод чаще используется в работе со старшими дошкольниками, но это разграничение весьма условно. Следует помнить, что  ФГОС дошкольного образования особое значение придаёт индивидуализации образовании, когда акцентируется внимание на учёте индивидуальных особенностей  и возможностей развития каждого ребёнка, поэтому использование исследовательского метода в работе с детьми младшего возраста вполне возможно. Всё зависит от уровня развития детей.

 « Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования  (далее – индивидуализация дошкольного образования)»  (ФГОС дошкольного образования, п.1.4.)

               

       При организации поисковой деятельности с использованием проблемных ситуаций воспитатель в каждом конкретном случае сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением товарища. А

 общение и совместная деятельность со взрослым  развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. Впоследствии  в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. В ходе такой  познавательной деятельности у ребёнка формируется умение вести диалог  с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений, когда дети свободно высказывают свои мысли и сомнения.

    В процессе  беседы воспитатель  должен подбирать такие вопросы, которые будут побуждать детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Для активизации внимания детей в ходе решения проблемной ситуации педагог может иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят.  Не следует забывать и о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей.

И так, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что:

  • постановка проблемной задачи и процесс ее решения чаще происходит в совместной деятельности воспитателя и детей;
  •  как правило, в силу отсутствия опыта у детей, педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов;
  • познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, т.е. воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Характерные особенности традиционного и творческого обучения можно увидеть и сравнить в представленной таблице.

Традиционное обучение

Творческое обучение

мотивы

Взрослый побуждает детей к активному усвоению опыта, знаний, истин, поощряет при этом инициативу, самостоятельность действий дошкольников.

Сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности, направленной на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

   результаты

Освоение знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом.

Овладение способами творческих действий, которые готовят детей к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях.

методы  

Систематичность, последовательность усвоения программного материала всеми детьми. Применяются прямые указания, образец.

Совместное творчество взрослого  и ребенка, активные поисковые действия детей, положительные эмоциональные переживания в ходе деятельности. Используются проблемные и игровые ситуации.

Но главная особенность проблемного обучения, в отличии от традиционного,  заключается в том, что оно доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

В заключение хочется отметить, что дети, имеющие свободу выбора, осознающие, что их мнение учитывают взрослые и дети, становятся по-настоящему свободными и раскрепощёнными. Их природное стремление к познанию окружающего мира, тяга к «упражнениям для ума», находят свое применение. Это и есть  лучший способ для развития творческих способностей, раскрытия природного потенциала наших детей.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания ...

Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «З...

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...