"Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника".
материал на тему
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривается человек культуры: личность свободная, гуманная, духовная и творческая.
Главное в этой личности – устремленность в будущее, свободная реализация своих возможностей, в особенности творческих, укрепление веры в себя и достижение идеального «я».
Одной из задач ДОУ в свете требований ФГОС является:
«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» ( ФГОС дошкольного образования,1.6.)
Необходимо признать, что современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий, поэтому особую ценность, сегодня приобретает развитие уже в дошкольном детстве способности самостоятельно и творчески мыслить.
Педагогами и психологами доказано, что успешность обучения в школе во многом определяется не запасом знаний и представлений, приобретенных в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д.), а уровнем развития психических процессов, в частности мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения ситуаций проблемного характера.
На сегодняшний день перед воспитателями встаёт вопрос
«Как учить маленького ребёнка думать, рассуждать?
Как развить у него интерес к познавательной деятельности?
Как подвести к самостоятельному поиску решений?»
В целях активизации познавательной деятельности детей мы педагоги используем различные приёмы:
Приёмы активизации познавательной деятельности детей:
поисковая деятельность,
развивающие игры,
проблемные вопросы, задачи, ситуации.
Но практика показывает, что трудность возникает в том, что не всегда педагог может правильно создать ситуацию поиска, предоставив ребёнку возможность раскрыться самому.
Чаще всего активность в решении вопроса педагог проявляет сам. Эффективность такой работы низкая. Дети являются пассивными наблюдателями, и их познавательный интерес постепенно гаснет.
Основная задача воспитателя на этапе сегодняшнего дня дать возможность каждому ребёнку раскрыться, проявить себя в высказываниях, в деятельности, в отношении к мнению других, т.е. учить иметь свой собственный взгляд на всё.
Рассматриваемый нами сегодня вопрос использования проблемного обучения в дошкольном образовании как никакая другая технология способствует развитию у детей активности, инициативы, творчества.
Все эти качества формируются средствами дошкольных видов деятельности — игры, познавательно-исследовательской деятельности, многообразных разновидностей детского творчества, конструирования и т.д.
В любой совместной с детьми деятельности мы постоянно должны помнить о том, что нужно как можно чаще ставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором новые, подлежащие усвоению знания, будут занимать место неизвестного. Сам факт столкновения с трудностью рождает у ребёнка потребность в новом знании.
Т.е., потребность в новом знании является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.
Например, когда я причёсывала девочек после дневного сна, дети удивились, что длинные волосы девочек поднимаются за расчёской. И когда я задала вопрос «Как вы думаете, почему волосы поднимаются за расческой?» Получила я очень много разных ответов. В таких случаях наша задача не давать сразу готовую информацию, а попробовать подвести детей к самостоятельному поиску ответа, т.е. заставить их мыслить.
Для того чтобы ребёнок осознанно и глубоко мыслил, и при этом у него формировались необходимые приемы познавательной деятельности, мы должны с вами научить определенной последовательности умственных операций.
Этапы последовательности работы.
Первый этап – это анализ проблемной ситуации.
(Ребёнок заметил, что волосы причёсываются не как всегда, а поднимаются за расчёской).
Второй этап - формулировка проблемы.
(Почему волосы поднимаются за расчёской?)
Третий этап – этап анализа проблемы и выдвижения предположений.
Дети начинают высказывать предположения:
- Расчёска липкая.
- Волосы поднимает воздух.
- Похоже на магнит.
Четвёртый этап - обоснование гипотезы, проверка выдвинутых детьми предположений.
Выяснили, что уровень знаний детей недостаточен для выдвижения правильной гипотезы. В этом случае мы должны помочь решить проблему, нацеливая детей на поиск ответа в энциклопедической литературе, интернете, у взрослых и пр.
Последний этап - проверка решения проблемы.
На этом этапе решающее значение приобретает практическая деятельность – проведение опытов и экспериментов.
В данном случае мы провели ряд опытов «Что происходит с воздушным шариком, если его потереть о волосы», «Электрическая расчёска» подвела детей к выводу – волосы наэлектризовались, т.е. проблема решена, и дети получили начальные знания об электричестве.
Практика показывает, что познавательный интерес к новому знанию, вызванный проблемной ситуацией, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса воспитатель должен стремиться создавать повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на воспитанников перед или в процессе создания проблемной ситуации:
Методические приёмы эмоционального воздействия:
- элементы новизны,
- игровые моменты,
- эмоциональное изложение материала и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста. Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...
«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»
Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника». Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...
Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания ...
Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"
Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «З...
Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"
Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...