Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_muzyki_.docx | 19.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Илларионова Екатерина Сергеевна
МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Все дети любят слушать музыку, петь, двигаться под нее. Выделить какой-то один, любимый ребенком, вид музыкальной деятельности на первый взгляд не представляется возможным. Но это на первый взгляд.
При более длительном наблюдении за ребенком, в процессе постижения загадки индивидуальной детской природы, педагог обнаруживает особенно привлекательные для воспитанника виды детской деятельности, предпочитаемые способы самовыражения, любимое и интересное для дошкольника содержание жизни.
Используя различные виды музыкальной деятельности я задалась вопросом: почему одним детям больше нравится слушание, другим исполнительство, а третьи не могут ни дня без творчества?
Изучая методическую литературу детей я пришла к выводу, что эта избирательность связана с определенным психотипом ребенка, его психологическими особенностями.
Раскрывая уникальную природу ребенка мы выделили предпочитаемый им вид музыкальной деятельности – слушание, так как именно оно способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке
Выделяют следующие психологические особенности ребенок-слушатель.
Можно сказать, что ребенок-слушатель - это прежде всего тот, кто любит слушать и слышать (понимать, сопереживать). В круг слушания попадает не только музыка, но и литература, театрализованное действие, игра, разговор, беседа. Это ребенок - впечатление, собиратель, коллекционер впечатлений, эмоциональных состояний, переживаний и чувств. Такого ребенка часто называют восприимчивым. «Он очень восприимчивый ребенок, очень чувствительный», - говорит мама.
Полнота, глубина, насыщенность эмоционального мира ребенка-слушателя проявляется по-разному: экспрессивно, ярко, стремительно во вне или не менее ярко, но во внутреннем плане. Дети - слушатели обладают высоким уровнем эмпатии.
Образное, творческое воображение такого ребенка достаточно сильно развито. Он склонен к анализу и сравнению, эти операции мышления также находятся на достаточно высоком уровне развития.
Это ребенок, который неравнодушен к происходящему вокруг него, он любит подмечать любые детали и мелочи, привлекает к ним внимание других детей, взрослых. Он легко сосредоточивается, увлекается и погружается в сам процесс восприятия.
Мы определили характерные проявления ребенка-слушателя в контексте музыкальной деятельности:
Интерес к слушанию музыки проявляется в том, что ребенок-слушатель просит родителей и воспитателя включить музыку, самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее; на музыкальных занятиях больше всего предпочитает слушать музыкальные произведения, охотно рассуждает о них;
Эмоциональность и активность восприятия музыки проявляется в том, что ребенок-слушатель сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в него, зачарованно слушает и пытается прокомментировать услышанное, живо реагирует на музыку, естествен и искренен в своих реакциях; может засмеяться или заплакать, расстроиться в процессе слушания, адекватно отреагировав на музыкальный образ, кульминационные моменты музыкального произведения; яркость эмоционального сопереживания проявляется как при слушании музыки, так и в беседе о ней;
Вхождение в музыкальное произведение, сопереживание, сочувствие музыкальному образу проявляется в том, что восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания и комментарии по ходу восприятия музыки и после); в процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил. Например, при прослушивании произведения «Болезнь куклы» Чайковского, «Это беда случилась, кому-то очень плохо, может быть, кто-то болеет или кто-то один, никто с ним не дружит...» - замечает расстроенно девочка; впечатления еще долго остаются с ребенком после прослушивания музыки;
Впечатления о музыке, суждения и эстетические оценки о ней проявляются в том, что суждения всегда развернутые, глубокие, интересные, оригинальные и при этом простые; часто ребенок сам является инициатором разговоров о музыкальном произведении, руководствуется в них эстетическими категориями: «красивая музыка, нежная, плавная, как будто околдовывает, ласкает, успокаивает...»; «музыка прекрасная, хочется бытьдобрым, веселым, радостным», «музыка рассказала о том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму...»; ребенок практически всегда может объяснить свои реакции;
Идентификация с музыкальным образом проявляется в том, что богатство музыкальных впечатлений позволяет ребенку-слушателю легко соотносить новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей; он склонен к рефлексии: «Я тоже болел и мне было так же плохо и тяжело, как этой кукле…, но мне помогла мама. А кто поможет кукле?»; «У меня весной настроение солнечное, и у композитора весна солнечная...»; «Я чувствую радость, мне купили новую машинку, и мальчику из музыки тоже, наверное, что-то купили, он доволен, смеется... Может быть, и в цирк ходил, мне тоже в цирке было весело»;
Творчество ребенка-слушателя проявляется в том, что в процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и др.; сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное музыкальное содержание в игру; интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинальностью, новизной, в чем-то даже парадоксальностью (баба-яга добрая и злая).
Специфика восприятия детьми музыки в том, что это язык музыкальных образов, а не вербальных понятий, она не имеет полного и буквального словесного выражения. Необходимо иметь представление о выразительном значении музыкальных средств - без этого невозможно глубокое понимание музыкального произведения.
Литература
1. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – Феникс, 2008г. – 432с.
2.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ А.Н.Зимина. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
3. Зимина, А.Н. : Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.: Учебное пособие. / А.Н.Зимина — Москва: ТЦ Сфера, 2010. — 320 с.
4. Праслова, Г. А. :Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Г.А. Праслова – СПб : Детство-Пресс,2005. – 382с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...
Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...
"Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Особенности восприятия музыки детьми раннего возраста
Особенности восприятия музыки детьми раннего возраста...