Этнопедагогика. «Традиции и праздники».
статья
Педсовет. Этнопедагогика. «Традиции и праздники».
Традиции — это сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._sovet_no1_.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет. Этнопедагогика. «Традиции и праздники».
Традиции — это сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства. В основном традиции появляются двумя путями: их можно условно назвать «снизу» и «сверху».
Первый вариант означает, что традиция рождается из самой жизни людей, её формируют бытовой уклад, религия, природные изменения или символически значимые для сообщества события.
Второй путь возникновения традиций — изобретение. Иногда традиции появляются с подачи государственной власти или политической элиты.
Россия славится своей богатой историей, в которой происходили радостные и трагические события. Главным способом объединения людей на протяжении многих веков служили традиции, зародившиеся еще в Древней Руси. Россияне продолжают отмечать национальные праздники, верят в старинные приметы и предания. Вследствие того, что наша страна стала домом для ста девяноста народностей, крайне важно сохранить культурное наследие.
Обряды в России гармонично соединяют в себе прошлое и настоящее. Некоторые традиции имеют корни в язычестве, зародившись до крещения Руси. Конечно, со временем их сакральный смысл терялся, но основные элементы ритуалов дошли и до наших дней. Большое количество обрядов тесно связано с семьей. Их проведение считалось залогом успешного брака, здоровья детей и благополучия.
Хочу отметить, что как говорилось выше - праздники делятся на две категории: древние и современные. Чтобы это понять возьмем, к примеру, некоторые праздники.
Масленица.
Традиционный праздник на Руси, который отмечают на протяжении недели накануне Великого поста. В древние времена Масленица была не веселым гулянием, а обрядом почитания памяти усопших предков. Их задабривали блинами, обращались с просьбами о плодородии. Сжигание чучела символизировало проводы зимы.
Время шло, а русский народ хотел веселиться, а не грустить. Славяне решили «трансформировать» печальный обряд в торжество. С этого момента Масленица стала олицетворением окончания холодного времени года. Смысл поменялся, а традиции сохранились. По-прежнему на праздник принято печь блины и сжигание чучела Зимушки из соломы. Плюс добавилась масса увеселительных развлечений. На протяжении масленичной недели родственники ходят в гости, угощаясь блинами с разнообразной начинкой и вкусными добавками (мед, сметана, варенье). Повсюду царила праздничная и позитивная атмосфера. Проводились театральные постановки, которые вел незыблемый Петрушка.
Рождество.
Светлый праздник, символизирующий воскрешение и возвращение к жизни. Традиции этого торжества наполнены добротой, теплом и человечностью. Обычаи Рождества символизируют победу духовного над мирским.
День перед праздником (шестое января) называют Сочельником. Люди накрывают стол, на котором обязательно должно быть двенадцать блюд. Роль центрального яства отводится каше под названием «сочиво». В ее состав входит вареная крупа, залитая медом и посыпанная маком с орешками.
В Сочельник усаживаться за праздничный стол дозволено только после появления на небе первой звёздочки. Рождество считается семейным торжеством, когда все родственники собираются вместе. Гостей ждет праздничное угощение, они обмениваются подарками и весело проводят время. После Сочельника детишки ходили по домам и распевали песенки, в руках у них была звезда и вертеп.
Двенадцать дней после Рождества длятся Святки. В былые времена девушки активно использовали этот период для гаданий. Чаще всего ворожба была направлена на привлечение жениха. Считалось, что именно в эти дни появляется нечистая сила, способная рассказать о будущем. Ни одни Святки не обходились без наряженных людей. Они дурачились, разыгрывали смешные сценки, посещали дома и веселили народ.
На Рождество было запрещено вспоминать о смерти, ругаться, материться. Этот праздник был направлен на то, чтобы люди обменивались теплыми и позитивными эмоциями.
Из современных хочу рассказать про «День народного единства».
4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом и подписанным в декабре 2004 года президентом России.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.
В это тяжелое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.
В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение (второе). Новгородский князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин встали во главе второго земского ополчения. Под их знамена собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков. Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Нетрудно догадаться, что основные традиции Дня народного единства связаны с публичными мероприятиями, потому что именно в них единство видимо проявляется наилучшим образом.
Президент России 4 ноября обязательно возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади столицы, а также устраивает торжественный приём с вручением государственных наград деятелям русской культуры и истории. В этот праздник проходят крестные ходы и многотысячные массовые шествия, а также праздничные концерты, флешмобы и митинги.
День народного единства – это повод для всех граждан России осознать и почувствовать себя единым народом и выразить в народных шествиях и крестных ходах свою причастность к истории и культуре нашего Отечества.
Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее. Изучение героических страниц истории России представляет богатые возможности для воспитания. Благородный гражданский и нравственный опыт прошлого побуждает дошкольников следовать примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании. А так же дает возможность для более тесного контакта семьи и детского сада, так как воспитание - это создание условий для развития личности ребенка, его духовно – нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников в целях эффективного решения общих задач.
Праздники в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным и его разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатление раннего детства самые сильные и часто остаются в памяти на всю жизнь. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление. Его яркость и богатство может согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цель радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, раскрепощения и взаимообогащения. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.
Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это заметно во всем: нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое.
Организация традиционных событий, праздников, мероприятий и развлечений — неотъемлемая часть в деятельности нашего дошкольного учреждения. Это способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, нравственному воспитанию детей (они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, формируется личность каждого ребенка). Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Он создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – все это важные факторы эстетического воспитания.
Готовясь к праздникам мы делаем большую предварительную работу. Перед любым праздником детей сначала надо ознакомить с историей, традициями и обычаями праздника. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движении. На празднике дети показывают свои достижения: читают стихи, поют песни, танцуют, играют в традиционные игры. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
В народной системе культурно-художественной социализации ребенка большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, навыкам. Помощи растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности.
Расширяя формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей, основной акцент делается на пробуждение заложенного в сознании генофонда, на разносторонние контакты, общение, взаимоуважение людей.
Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско - нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать образовательные учреждения, которые вместе с семьей в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.
Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций – большая и кропотливая работа. Она вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию ремесел, обрядности.
Мы активно привлекаем родителей. Они участвуют и помогают в организации праздников, делают совместные работы с детьми (поделки), подготавливают угощения или традиционные блюда (при необходимости), занимаются подготовкой костюмов. Тем самым, все вовлечены в организацию и проведение праздника.
Родители гордятся достижениями ребенка и творческими успехами. Народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально - положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Важно, чтобы все содержимое образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сфер детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и давало каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, социальной среде, а преобразует себя и самореализуется.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Русские народные обряды – это часть национальной культуры. Из них складываются уникальные ритуалы, которые являются отличительной чертой россиян. Благодаря вековым традициям люди чувствуют связь между поколениями, не забывают о своих истоках и ощущают духовную поддержку предков.
Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство воздействия на детей, так как народные праздники имеют нравственную направленность. Они способствуют воспитанию любви к Родине, лучшему знанию и пониманию истории, уважительному отношению к национальным традициям и культуре народов России, и её ближайших соседей.
Спасибо за внимание!!!
Памятка: « Организация и проведение праздников в детском саду».
Продолжительность праздников:
- группа раннего возраста - 20-25мин.
- младшая группа - 25-30 мин.
- средняя группа - 30-35 мин.
- старшая группа - 35-40
- подготовительная группа - 40-50 мин.
Этапы работы по организации праздника:
- предварительное планирование;
- работа над сценарием;
- предварительное знакомство детей с темой утренника;
- репетиции;
- работа с родителями;
- проведение утренника;
- подведение итогов.
Воспитатель предварительное знакомит детей с темой праздника:
- объясняет, что это за праздник и чему он посвящен;
- кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели и т.д.);
- что будут делать сами дети;
- дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают;
- быть нарядными на празднике.
Правила поведения детей на празднике:
- говорить не громко (не кричать)
- ходить спокойно (не бегать)
- помнить для чего мы находимся в зале
- смело показывать свои способности
- заботиться друг о друге (не обижать)
- помогать друг другу (не смеяться)
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому)
- не отвлекаться на родителей
Задачи воспитателя:
- распределить речевой материал для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей;
- знать проблемные для детей места в песнях, стихотворениях (подсказать начало следующего куплета, четверостишия);
- уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов;
- разложить все атрибуты, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков;
- создать эмоциональную атмосферу утренника;
- держаться свободно, естественно;
- говорить громко, отчетливо и выразительно, немногословно, в хорошем темпе;
- организованно закончить праздник;
- поблагодарить гостей.
Начинается индивидуальная работа с детьми:
- с заучивания текстов песен, движений танцев и хороводов;
- над образом;
- над отдельными эпизодами.
Оформление:
- украсить зал (групповую комнату);
- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям.
Правила для воспитателей во время праздника:
- во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;
- указания детям даются с повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте», вместо бытующих «встали», «прошли», «сели»);
- во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
Подведение итогов праздника
- провести беседу о прошедшем утреннике, уточнить представления и впечатления о нем;
- детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей;
- нарисовать рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"
Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"...
Сценарий родительского собрания "Семейные традиции и праздники"
Сценарий родительского собрания...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)
laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...
Широкая Масленица! Тематический праздник!Цель: Повышать интерес к традициям русских праздников. Задачи: Изучить традицию проведения старинного праздника «Масленица» Квест Игра •Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27672359","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Педсовет. Этнопедагогика. «Традиции и праздники».
Традиции — это сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства. В основном традиции появляются двумя путями: их м...
Дидактический комплект «Православные праздники детям» для ознакомления старших дошкольников с историей и традицией православных праздников»
Дидактический комплект «Православные праздники детям»для ознакомления старших дошкольников с историей и традициейправославных праздников»Возраст детей: 5-7 лет...