"Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада"
статья (старшая группа)
Основы экологического воспитания закладываются в дошкольном возрасте, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Эта статья отражает этапы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_usloviyah_detkogo_sada.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №158» г. Чебоксары Чувашской Республики
г. Чебоксары 2022 |
«Экологическое воспитание дошкольников
в условиях детского сада.»
(из опыта работы)
Подготовила:
Белова
Надежда
Иосифовна,
воспитатель
На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего отношения к природе, произойдут необратимые последствия. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит, если сами взрослые, воспитывающие ребенка, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и показывают дошкольнику прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Ребенок стремится познать мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему?, Зачем?), практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Опыты привлекают детей своим многообразием, охватывают широкий круг явлений. Дети получают сведения о различных природных явлениях, происходящих на земле, в воде и воздухе, о процессах в живой и неживой природе.
Исследовательская деятельность дошкольника является базой умственного, физического, психического, эстетического воспитания, в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. И мы стремимся воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Но нашим детям зачастую не хватает знаний и понимания того или иного явления, происходящего в природе. Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали в гармонии. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением, с богатым багажом о «живой» и «неживой» природе.
Для решения этой проблемы необходимо организовать в детском саду специальную работу по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. А наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности обладает исследовательский метод- он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности. А так как дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, то данную проблему можно решать через организацию опытов и наблюдений за «живой» и «неживой» природой.
Важно, чтобы дети умели размышлять, формулировать и описывать, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Большое внимание стоит уделить экскурсии в природу, знакомству с живой и неживой природой. Организуя наблюдение, стоит обеспечить активность, осмысленность, восприятие. Чтобы добиться этого, необходимо формировать у детей предварительные знания и представления об изучаемом предмете и явлении, пробуждать интерес к объекту наблюдения.
Деятельность эта неразрывно связана не только с восприятием, но и с мышлением, речью, волей, эмоциями ребенка. Например, исследуя объекты живой природы: почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики)- цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все надо было понюхать, потрогать, попробовать на вкус.
Необходимо систематически проводить занятия с детьми по всем блокам, которые включают ряд тем. При ознакомлении с тем или иным предметом и явлением по возможности организовывать опыты на наблюдениях, где дети принимают непосредственное участие и предоставить дидактические игры: например, «Живая и неживая природа», «Загадки о животных», «Звук, свет, вода», «Земля и ее жители»;
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что познавательно- исследовательская деятельность экологического характера стимулирует формирование у детей осознанного, гуманного отношения к природе при соблюдении определенных педагогических условий:
- экологизация развивающей предметной среды детского сада;
- организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение опытов, решение проблемных ситуаций, циклов наблюдений), природоохранной (зимняя подкормка птиц), коммуникативной деятельности (эмоционально- доброжелательного взаимодействия с живыми существами).
- регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий.
Проблема гуманного отношения к природе должна решаться многогранно, при этом необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы.
Список используемой литературы.
1. О.В. Драгунова «Программа воспитания ребенка-дошкольника», Чебоксары 1995г.
2. Н. А. Рыжова - «Я и природа», Москва 1996г.
3. Н.А. Короткова – «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Москва 2007г.
4. Л. Г. Киреева, С.В. Бережнова – «Формирование экологической культуры дошкольников», Волгоград
5. «Дошкольное воспитание» - №7-1999г.,
№2, №3, №4, №8, №10-1998г.
№3- 2007г.
6. Н.Н. Никандров «Малышам о природе» , Чебоксары 1993г.
7. «Ребенок в детском саду»-№5- 2005г.
8. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва 2001г.
9.Т.И. Попова «Мир вокруг нас», Москва 1998г.
10. Н.А. Рыжова «Воздух- невидимка», Москва 1998г.
11. Культоралогический подход в дошкольном образовании: педагогический аспект. Сборник научных трудов, Чебоксары 2008г.
12. Научно- теоретический журнал «Вестник филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары», №1-2007г.
Статья «Экологическое воспитание в формировании гармонично развитой личности».
13. «Пути совершенствования подготовки научно-педагогических кадров по естественно-научным дисциплинам в современных условиях (сборник статей), Чебоксары,2006г.
14. А. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» / «Дошкольное воспитание» №12-2005г.
15. А. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» / «Дошкольное воспитание» №1-2006г.
16. А.Д. Дмитриева «Экология Чувашской Республики», Чебоксары 1996г.
17. Е.С. Комарова «Как оценить работу детского сада», Москва «Просвещение» 2006г.
18. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7.
19. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003г.
20. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада.
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников для воспитателей дошкольных учреждений....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности? В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского садаАннотация: В статье раскрываются особенности экологического воспитания в дошкольном возрасте, рассматриваются направления экологического в...