Метод технологии ТРИЗ "Круги Луллия"
методическая разработка
Метод технологии ТРИЗ "Круги Луллия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_tehnologii_triz_nsportal.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
«КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.»
Г.С. Альтшуллер
В первые годы жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.
Работая с детьми разных возрастов, был систематизирован материал, который позволил нам решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ- технологии.
Что же такое, технология ТРИЗ?
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. В настоящее время приёмы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития дошкольников.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий, который с успехом используется практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления: как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников по мнению Г.С.Альтшуллера:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
-это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию».
Задачи использования технологии ТРИЗ:
-развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
-формирование целостной картины мира;
-воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
-развитие речи, памяти, творческого воображения.
Девиз ТРИЗ «Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
В ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно способности общаться, познавать мир, планировать свои действия.
Одним из направлений ТРИЗ-технологии является Круги Луллия.
«Круги Луллия» представляет собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки с изображениями, словами или цифрами.
Идеи Раймонда Луллия мы используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.
Основная цель работы с кругами Луллия:
Во-первых, способствует интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию всех образовательных областей.
Сегодня мы продемонстрируем его применение:
В познавательном развитии - это развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).
В формировании элементарных математических представлений (ФЭМП): учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание, распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Во-вторых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.
В-третьих, позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.
В-четвертых, формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.
В-пятых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Простота конструкции позволяет применить ее в детском саду. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.
Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС.
С использованием кругов Луллия можно проводить следующие серии игр:
Игра «Чей домик»
Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;
Игра «Изучаем цвета»
Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание
Игра «На что похоже?»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи: учить детей соотносить форму предметов с известными
геометрическими фигурами.
Игра «Счет»
Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 10-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук. Первый круг – картинки с количеством предметов. Второй круг – решение со со знаками (+, —) Третий круг – цифры ответы
Игра «Кто соседи» Цель: учить называть последующее и предыдущее числа. - На трёх кольцах размещены цифры от 1 до 9. Вам необходимо стрелкой выбрать число на среднем кольце и с помощью цифр на верхнем и нижнем кольце найти «соседей» этого числа. Например, число 5, а его соседи 4 и 6. Воспитатель: Число 7. Дети: «Соседи» числа 7, 6 и 8.
Игра «С какого дерева листок» На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого маленького круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на среднем– изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. п.)
Метод «круги Луллия», как и многие другие инновационные технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"
Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»
Цель: продолжать знакомить детей с окружающим, узнавать предметы на картинке, называть их.Активизировать словарь детей названиями предметов, действий ,называть основные цвета....
Технология "Кольца Луллия"
Технология "Кольца Луллия"...
Конспект НОД по ФЭМП « В поисках клада» в средней группе с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия».
Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП....
Конспект ООД по ФЭМП «Необыкновенное путешествие с Колобком» с использованием игровой методики ТРИЗ технологии «Круги Луллия»
Целью занятия является обобщение знаний по формированию элементарных математических представлений в средней группе....
План работы с детьми по игровой технологии Круги Луллия
Поможет педагогам в использовании игровой технологии "Круги Луллия" по ФЭМП...
Презентация интерактивных технологий познавательного развития. Интерактивная технология «Круги Луллия».
Презентация интерактивных технологий познавательного развития. Интерактивная технология «Круги Луллия»....