Тема: «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников»
статья
- Задачи взаимодействия
- Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Характеристика участия родителей в образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vzaimodeystviya_pedagogicheskogo_kollektiva_s_semyami_vospitannikov.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Карабанова Людмила
Тема: «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников»
- Задачи взаимодействия
- Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Характеристика участия родителей в образовательной деятельности
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2. Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;
3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в четырех направлениях:
- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями);
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом;
- участие в управлении образовательной организации.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.
Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.
Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
Родительские собрания проводятся четыре раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети.
Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.
Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Еженедельные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д.
С младшей группы родители — активные участники любого детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или поэтических произведений и др. Родители участвуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований, выставок, праздников, досугов; выпускают газеты, журналы; участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания ребенка в семье.
Доброжелательность между детьми — это всегда следствие взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний: «Первый раз в детский сад», «Наши дети уже выросли», «Малыш уже творит» особое значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы (чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным продуктам их детской деятельности. Так, например, в день занятия продуктивной деятельностью работы детей родителям не показываются. Ведь причины неудач малышей разные (младше возраст, отстает физически от ровесников, имеет особенности в развитии, отсутствовал в период обучения, отдыхая с родителями, и т.п.). После занятия воспитатель с каждым малышом проводит беседу, подводит к самооценке продукта и вызывает желание сделать новый вариант. И только, когда все участники достигнут программного успеха, работы выставляются для родителей. При этом все варианты подготовки тоже прикрепляются к итоговому продукту. Так родители видят, как воспитатель содействовал их ребенку в овладении данной деятельностью, он открывает, что его малыш — молодец. Уходит почва для конкуренции или огорчений от неудач малыша. Усиливается чувство любви в семье. Ребенок развивается от успеха к успеху и именно тогда, когда его любят и в него верят.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:
- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);
- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс. Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок, рисунков детей и родителей: «Праздник осени», «Здравствуй, Новый Год!», «Весна в окно стучится» и многое другое.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»
: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...
Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»
Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Открытость дошкольного учреждения для родителей....
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями). Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом...
«Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по вопросам патриотического воспитания"
выступление на педсовете...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива-с семьями воспитанников в старшей группе
Совместная деятельность педагогов и родителей, в том числе мероприятия по развитию взаимодействия с социальными партнерами...