Результаты работы воспитателей по организации здоровъесберегающего пространства в подготовительной группе в условиях введения ФГОС.
материал

Дорофеева Ирина Николаевна

Результаты работы воспитателей по организации здоровъесберегающего пространства в подготовительной группе в условиях введения ФГОС.

 

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

 Мои усилия сегодня как никогда направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

 

 

Формы оздоровительной работы в подготовительной группе.

В подготовительной группе предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня  уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

 При работе с детьми обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:

-  Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

-    Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

-      Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

-     Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

-     Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
      Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:

-    Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена)

-     Рациональная, неперегревающая одежда детей;

-      Соблюдение режима прогулок во все времена года;

-      Сон при открытых фрамугах;

-      Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

-   Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола. Именно данное  действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, я меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра согласно ФГОС  занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений: 

Бег и ходьба;

Прыжки;

Метание, бросание и ловля мяча;

Упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждой  неделе по средам имеется комплекс физических упражнений на воздухе:

- для хорошей погоды (по сезону);

- на случай сырой погоды;

- на случай порывистого ветра.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является  утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются  босиком.
В перерывах между занятиями, провожу  двигательную разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени      (не более 5-7 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

В течение всего дня пребывания детей в детском саду слежу за тем, чтобы дети правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываю, но и рассказываю, как правильно сидеть.

Мебель, которой пользуются дети в нашей группе, соответствует их росту и пропорции тела. Используемые столы и стулья, обеспечивают опору для туловища, рук и ног; симметричное положение головы и плечевого пояса; стопы детей как полагается стоя на полу, угол между бедром и голенью равен .

Важным направлением здоровьесберегающей технологии является рациональное питание. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка.

Правильное питание повышает устойчивость к различным заболеваниям.

Дети, посещающие наш детский сад, получают трёхразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак составляет- 25% суточной калорийности, обед- 35-40%, полдник- 15-20%.

При составлении меню, в первую очередь, учитываем содержание в пище белкового компонента – главного строительного материала для растущего организма, а это яйца, молоко, молочные продукты, бобовые, гречневая, овсяная, пшённая крупа.

Растущему организму необходимы и углеводы. Дети получают их в виде: сахара, конфет, варенья, овощей и фруктов, соков.

 В летнее время в рацион включаем побольше свежих овощей,фруктов.  Свежие овощи делают блюда более богатыми витаминами.

Все эти мероприятия дают положительные результаты. Все это помогает вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» п.ДОБРИНКА

Результаты работы воспитателей по организации здоровъесберегающего пространства в подготовительной группе в условиях введения ФГОС.

Подготовила: воспитатель

Дорофеева Ирина Николаевна

Липецкая область

Добринка

2023г

Результаты работы воспитателей по организации здоровъесберегающего пространства в подготовительной группе в условиях введения ФГОС.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

 Мои усилия сегодня как никогда направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Формы оздоровительной работы в подготовительной группе.

В подготовительной группе предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. 

Особое внимание в режиме дня  уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

 При работе с детьми обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:

-  Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

-    Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

-      Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

-     Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

-     Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
      Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:

-    Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена) 

-     Рациональная, неперегревающая одежда детей;

-      Соблюдение режима прогулок во все времена года;

-      Сон при открытых фрамугах;

-      Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

-   Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола. Именно данное  действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, я меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра согласно ФГОС  занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений: 

Бег и ходьба;

Прыжки;

Метание, бросание и ловля мяча;

Упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждой  неделе по средам имеется комплекс физических упражнений на воздухе:

- для хорошей погоды (по сезону);

- на случай сырой погоды;

- на случай порывистого ветра.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является  утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются  босиком.
В перерывах между занятиями, провожу  двигательную разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени      (не более 5-7 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

В течение всего дня пребывания детей в детском саду слежу за тем, чтобы дети правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываю, но и рассказываю, как правильно сидеть.

Мебель, которой пользуются дети в нашей группе, соответствует их росту и пропорции тела. Используемые столы и стулья, обеспечивают опору для туловища, рук и ног; симметричное положение головы и плечевого пояса; стопы детей как полагается стоя на полу, угол между бедром и голенью равен .

Важным направлением здоровьесберегающей технологии является рациональное питание. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка.

Правильное питание повышает устойчивость к различным заболеваниям.

Дети, посещающие наш детский сад, получают трёхразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак составляет- 25% суточной калорийности, обед- 35-40%, полдник- 15-20%.

При составлении меню, в первую очередь, учитываем содержание в пище белкового компонента – главного строительного материала для растущего организма, а это яйца, молоко, молочные продукты, бобовые, гречневая, овсяная, пшённая крупа.

Растущему организму необходимы и углеводы. Дети получают их в виде: сахара, конфет, варенья, овощей и фруктов, соков.

 В летнее время в рацион включаем побольше свежих овощей,фруктов.  Свежие овощи делают блюда более богатыми витаминами.

Все эти мероприятия дают положительные результаты. Все это помогает вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация нравственно- патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...

Организация образовательной среды и здоровьезберегающие технологии в условиях введения ФГОС – ДО

В данной презентации представлены наиболее актуальные здоровьесберегающие технологии и методики, используемые мною  в режиме реализации НОД....

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, от...

Организация предметно-пространственной среды группы в условиях введения ФГОС.

Как организовать развивающую предметно- пространственную среду в ДОУ по ФГОС ДО и требования к ней....

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...