«Развитие логического мышления»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие логического мышления»
в старшей группе
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: освоение сериационных и классификационных отношений между понятиями при помощи наглядных моделей.
Задачи:
1) Обучающие:
- Способствовать освоению действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.
- Упражнять в выделении различных свойств фигур (цвета, формы, величины), в группировке фигур по заданному признаку.
- Закреплять действия по использованию модели сериационных отношений между объектами (убывания признака).
- Познакомить с графическим отображением классификационных отношений (круги).
2) Развивающие:
- Развивать способность к наглядному моделированию как средству упорядочивания имеющегося у детей опыта, подводить к усвоению логических форм мышления.
3) Воспитательные:
- Формировать основы безопасного поведения в быту.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарища, не перебивать.
- Вызвать желание помогать.
Методы и приемы:
- Наглядные: просмотр презентации, демонстрация иллюстраций, предметных картинок.
- Словесные: беседа, вопросы, объяснение, указание.
- Практические: упражнение, моделирование, организация игровой ситуации, создание проблемной ситуации, подвижная игра.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, доска, колокольчик.
Демонстрационный материал: 5 кружков разной величины, набор карточек с изображениями заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, комнатного растения, кружки; 5-6- карточек с изображением фруктов (персик, яблоко, хурма, гранат, апельсин, груша), карточка с изображением пилы; 2 обруча.
Раздаточный материал: Лист бумаги, разделенный на 5 столбцов, в верхней части каждого столбца – круг определенного размера (круги последовательно уменьшаются по величине); набор карточек с изображениями заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, комнатного растения, кружки; картинки камешков, вырезанные из картона; два круга, вырезанные из бумаги; предметные картинки по темам «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные»; логические блоки Дьенеша.
Ход
Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Посмотрим друг другу в глазки и улыбнемся. Правой рукой погладим соседа по плечу, левой рукой погладим соседа по плелу, обнимемся.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на коврик и угадайте сказку (Первый слайд: на экране появляются изображения колодца, яблони, печки и травы под снегом).
Дети: «Мороз Иванович».
Воспитатель: Угадайте героя этой сказки по предметам (Второй слайд: на экране появляются ведро, фартук, веник).
Дети: Рукодельница. (Третий слайд)
Воспитатель: Ребята, нянюшка дала Рукодельнице много работы. Она не справляется. Поможем ей?
Дети: Да.
Воспитатель: Рукодельнице нужно принести воду из колодца, а на улице холодно. Что ей надеть? У Рукодельницы есть шуба, куртка и пальто (Четвертый слайд: появляются шуба, куртка и пальто). Нужно выбрать самую теплую вещь. В пальто теплее, чем в куртке, в шубе теплее, чем в пальто. Что надеть?
Дети: Шуба (Пятый слайд: на экране остается только шуба).
Воспитатель: (Шестой слайд) Рукодельнице до колодца нужно пройти по дорожке, а ее замело снегом. Поможем выложить дорожку?
Дети: Да. (ребята выкладывают дорожку из камешков)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а дорожка не простая, у нее своя очередность - два камешка темных, один светлый и так далее. Хотите встать на дорожку?
Дети: Да! (Дети выстраиваются в дорожку из чередующихся камешков – двух темных и одного светлого)
Воспитатель: Матвей, почему ты встал здесь?
Ребенок: После темного камешка идет еще один темный.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и помогли Рукодельнице добраться до колодца (на экране фрагмент из сказки, где Рукодельница идет к колодцу). Она набрала воды, принесла домой. Теперь ей нужна наша помощь. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Рукодельница приготовила воду в кастрюлях (Седьмой слайд), которая нагрета по-разному (на доске 5 кружков разной величины). В этой кастрюле (самый большой кружок) – кипяток, в следующей кастрюле (второй кружок) вода горячая, но не такая, как кипяток, средний кружок обозначает теплую воду, потом - прохладная вода, а в этой (самый маленький кружок) – вода из холодильника, очень холодная. Рукодельнице надо помочь определиться, какой водой, что делать. А сделать ей нужно вот что: вымыть посуду, заварить чай, искупать малыша, остудить в кружке компот и полить цветы (на доске выставляются соответствующие карточки). Разложите у себя на листочках с кружками картинки так, чтобы Рукодельница знала, какой водой, что можно делать. (Дети раскладывают под кружками картинки)
Воспитатель проверяет выполнение задания. Один ребенок выполняет задание у доски.
Воспитатель: Почему заварочный чайник под самым большим кружком?
Дети: Чтобы заварить чай нужен кипяток.
Воспитатель: А под кружком поменьше картинка с посудой?
Дети: Да! Чтобы помыть посуду, нужна горячая вода, но не кипяток.
Воспитатель: Можно помыть посуду кипятком?
Дети: Нет, потому, что можно обжечь руки.
Воспитатель: Почему кружка с компотом под самым маленьким кружком?
Дети: Компот быстрее остынет в самой холодной воде.
Воспитатель: Какая вода нужна, чтобы искупать малыша?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А можно купать малыша в холодной воде?
Дети: Нет, он может заболеть.
Воспитатель: Где лежит карточка с цветком и почему?
Дети: Цветок поливают водой комнатной температуры.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли Рукодельнице разобраться. А теперь она предлагает вам поиграть.
Воспитатель: (раздает детям по одной фигуре из блоков Дьенеша)
Пока звенит колокольчик, вы бегаете, как колокольчик остановится нужно найти себе пару по цвету, по форме или по размеру (Воспитатель дает команды «По цвету», «По размеру», «По форме»).
Воспитатель: Нянюшка дала Рукодельнице задание – разобрать картинки. (Дети подходят к картинкам - персик, яблоко, хурма, гранат, апельсин, груша, пила).
Разложите картинки на столе. Есть ли такое слово, которым можно все их назвать?
Дети: Нет, здесь есть лишняя картинка (убирают ее в сторону).
Воспитатель: Почему она лишняя?
Дети: Здесь все – фрукты, а пила не фрукт.
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы неподходящая картинка не попала обратно к остальным?
(Дети предлагают разные варианты, затем воспитатель предлагает использовать обручи.)
Воспитатель: Чтобы в посуду больше не попала неподходящая картинка, давайте поместим в один обруч фрукты, а в другой обруч картинку с пилой. Назовем картинки в кругах «Фрукты» и «Инструменты».
Воспитатель: Есть еще картинки (предметные картинки по темам «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные»), их тоже надо разобрать на группы. Ребята, найдите себе пару и присядьте за столы. Нам нужно будет эти картинки распределить по кругам и назвать их.
(Ребята выполняют задание. Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему поместили картинку именно в этот круг).
Воспитатель:Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. (Восьмой слайд). Рукодельница благодарит вас и говорит вам «Спасибо»
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Что-то показалось трудным? А чем-нибудь новым вы познакомились? Кому мы сегодня помогали? (Дети отвечают) Вы все очень старались сегодня. Вы большие молодцы! На этом наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения
Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....
Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"
1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...
«Предпосылки развития логического мышления у детей 4-5 лет. Игры на развитие логического мышления»
Открытый показ в средней группе...
Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы
Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...
Развитие мышления по методике Э.де Боно _Шесть шляп мышления_
Презентация "Шляпы мышления"...