Дополнительная общеразвивающая программа для студии экспериментирования «Наураша»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную и познавательно-исследовательскую
направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_naurasha_2020-2022.docx | 71.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
для студии экспериментирования «Наураша»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
Учреждения Детский сад №51
Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации программы:2 года.
Воспитатель
Блохина Л.Ю..
2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 7 |
4. | Содержание изучаемого курса | 7 |
5. | Календарно-тематическое планирование | 8 |
6. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 23 |
7. | Список литературы | 24 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников «Наураша» |
Руководитель программы | Воспитатель Блохина Лада Юрьевна |
Организация-исполнитель | МБДОУ №51 |
Цели программы | Формирование у детей 5 – 7 лет познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. |
Направленность программы | Опытно-экспериментальная |
Срок реализации программы - | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | - Повысить уровень дошкольной готовности детей; - Развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое; - Приобрести ряд познавательных умений и навыков. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную и познавательно-исследовательскую
направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
Новизна: новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал конкретизирован для занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группах детского сада в рамках кружковой работы по познавательному развитию.
Актуальность. Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.
Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяева «Наураша в стране Наурандии» и охватывает познавательное развитие детей с 5 до 7 лет. В программе прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Отличительные особенности: особенностью программы является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Педагогическая целесообразность: эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.
Цель программы: формирование у детей 4 – 7 лет познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности, пульсе и магнитном поле.
Развивающие:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям;
Воспитательные:
- воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Формы и режим занятий:
Возраст | Длительность занятия | Количество в неделю | Количество общее |
5 – 6 лет | 25 минут | 1 | 30 |
6 – 7 лет | 30 минут | 1 | 30 |
Ожидаемые результаты: работа по программе позволит:
- повысить уровень дошкольной готовности детей;
- развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;
- приобрести ряд познавательных умений и навыков.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Наураша»
№ п/п | Перечень тем | ||||||
Дети 5 – 6 лет | Дети 6 – 7 лет | ||||||
теоретические | практические | всего | теоретическое | практические | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
2. | Температура | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
3. | Свет | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
4. | Звук | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
5. | Сила | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
6. | Электричество | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
7. | Кислотность | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
8. | Пульс | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
9. | Магнитное поле | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
10. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Итого: | 11 | 20 | 30 | 11 | 20 | 30 |
- СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов), наблюдений.
2. «Социально-коммуникативное развитие». Формирование целостного взгляда на окружающую социальную среду и место человека в ней. Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
3. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, примет, пословиц о природе).
4. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижные игры, динамических пауз.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Наураша в стране Наурандии»
Старшая группа.
Тема | Кол-во занятий | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение | Работа с родителями |
Вводное занятие. . | 1 | Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Беседа | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. | Анкетирование «Познавательно - исследовательская деятельность детей» |
«Что такое опыт» | 1 | Проведение опытов на выбор детей для ознакомления с основными правилами проведения опытов и техники безопасности при работе с лабораторией. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. | |
«Такая волшебная вода. Куда делась вода?» (3, С. 23) Неизведанное рядом с.83 | 1 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии, ёмкости с окрашенной водой с крышками. | |
«Кипение, замерзание испарение воды», «Откуда берется вода». Неизведанное рядом с.84. | 1 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии. Ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка | |
«Что такое термометр» (3, С. 25) | 1 | Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес. | опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка. | |
«Воздух видимый и невидимый» (2, С. 138-142) | 1 | Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности. | Беседа, опыт | Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей. | Консультация «Экспериментирование в домашних условиях» |
«Почему изменился воздух». «Где теплее?» (3, С. 26) Неизведанное рядом с.84 | 1 | Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека». Термометры, ёмкость с горячей водой. | |
«На солнышке тепло» «Ветер в комнате». (3, С. 29) Неизведанное рядом с.85 | 1 | Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка, две свечи, «змейка». | |
«Ближе – теплее». «Твердые – жидкие» (3, С. 30) Неизведанное рядом с.106 | 1 | Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус. | |
«Что такое громкость?» (3, С. 44), Методическое руководство с.58 | 1 | Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи: зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты. | Консультация «Познавательная активность в жизни ребёнка» |
«Где живёт эхо?» (1, С. 81) Неизведанное рядом с.102 | 1 | Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность. | Беседа, опыт | Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. | |
«Что такое сила?». «Сила пальцев». (3, С. 46) Методическое руководство с.52 | 1 | Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. | |
«Что такое вес?», «Давление под колёсами». (3, С. 46) Методическое руководство с.54 | 1 | Познакомить детей с понятием «вес предмета». Учить сравнивать вес с помощью приборов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. | |
«Батарейка», «Что такое электричество?» (3, С. 36), Методическое руководство с.33 | 1 | Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. | |
«Откуда ток в батарейке? Динамо-машина». (3, С. 36) | 1 | Познакомить детей с понятиями «электрический ток», «напряжение». Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять напряжение. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. | |
«Электроплоды», «Почему горит лампочка». (3, С. 38) Методическое руководство с.34 | 1 | Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта. | Анкетирование «Удовлетворённость родителей работой кружка дополнительного образования» |
«Как мы чувствуем вкус?», «Какие вкусы бывают». (4, С. 38) | 1 | Рассказать об органах чувств человека, в частносте о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. | |
«Что происходит с кислотой?», «Что такое кислотность?» Методическое руководство с.37 | 1 | Учить детей делать сравнительные измерения. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. | |
«Обобщающее занятие» | 2 | Закрепление ранее изученного материала. Коррекция дальнейших тем. Выявление интересов детей. Проведение опытов на выбор детей. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». | |
«Что такое пульс?» «Почему у разных людей разный пульс?» (Методическое руководство, С. 51) | 1 | Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. | |
«Когда сердце бьётся чаще. Пульс и упражнения» (4, С. 50) | 1 | Познакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. | |
«Два магнита» (З, С. 58) | 1 | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты. | |
«Земля – это магнит» (З, С. 58) Неизведанное рядом с.152 | 1 | Познакомить детей с понятиями «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы», учить измерять поле различных магнитов. Показать на примере взаимодействие магнитов | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты, компас, медная и стальная пластины. | |
«Почему всё падает на землю» «Как увидеть притяжение?» (1, С. 70) Неизведанное рядом с.154 | 1 | Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения. Умение понимать взаимосвязь силы притяжения и веса предмета. | Беседа, опыт | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики. | Консультация «Ребёнок и компьютер: вред и польза» |
«Тянем-потянем», «Остаточный магнетизм» (3, С. 32) | 1 | Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие металлические предметы. | |
Итоговое занятие | 4 | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» |
Подготовительная группа
Тема | Кол-во занятий | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение | Работа с родителями |
Вводное занятие. . | 1 | Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Беседа | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. | Анкетирование «Познавательно - исследовательская деятельность детей» |
«Что такое опыт» | 1 | Проведение опытов на выбор детей для ознакомления с основными правилами проведения опытов и техники безопасности при работе с лабораторией. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. | |
«Такая волшебная вода. Куда делась вода?» (3, С. 23) Неизведанное рядом с.83 | 1 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии, ёмкости с окрашенной водой с крышками. | |
«Кипение, замерзание испарение воды», «Откуда берется вода». Неизведанное рядом с.84. | 1 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии. Ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка | |
«Что такое термометр, что такое градус. Температура тела человека» (3, С. 25) Методическое руководство с.21 | 1 | Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес. | опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка. | |
«Воздух видимый и невидимый» эксперимент «Вертушка», «Реактивный шарик» (2, С. 138-142) Неизведанное рядом с.143 | 1 | Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности. | Беседа, опыт | Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей. | Консультация «Экспериментирование в домашних условиях» |
«Почему изменился воздух». «Где теплее?», «Соломенный буравчик». (3, С. 26) Неизведанное рядом с.84,144 | 1 | Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека». Термометры, ёмкость с горячей водой. | |
«На солнышке тепло» «Ветер в комнате». (3, С. 29) Неизведанное рядом с.85 | 1 | Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка, две свечи, «змейка». | |
«Ближе – теплее». «Горячо - холодно» (3, С. 30) Неизведанное рядом с.161 | 1 | Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде. Объяснить изменение объема веществ зависимости от температуры. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус. | |
«Что такое громкость?» «Проверим слух» (3, С. 44), Методическое руководство с.58, Неизведанное рядом с.113 | 1 | Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи: зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты. | Консультация «Познавательная активность в жизни ребёнка» |
«Где живёт эхо?» «Как видят летучие мыши?» (1, С. 81)Неизведанное рядом с.102,161 | 1 | Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность. | Беседа, опыт | Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. | |
«Что такое сила?». «Сила пальцев». (3, С. 46) Методическое руководство с.52 | 1 | Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. | |
«Что такое вес?», «Давление под колёсами». (3, С. 46) Методическое руководство с.54 | 1 | Познакомить детей с понятием «вес предмета». Учить сравнивать вес с помощью приборов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. | |
«Батарейка», «Что такое электричество?» «Как увидеть «молнию»? (3, С. 36), Методическое руководство с.33 | 1 | Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. | |
«Откуда ток в батарейке? Динамо-машина». (3, С. 36) | 1 | Познакомить детей с понятиями «электрический ток», «напряжение». Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять напряжение. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. | |
«Электроплоды», «Почему горит лампочка». (3, С. 38) Методическое руководство с.34 | 1 | Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта. | Анкетирование «Удовлетворённость родителей работой кружка дополнительного образования» |
«Как мы чувствуем вкус?», «Какие вкусы бывают», «Вкусовые зоны языка». (4, С. 38) Неизведанное рядом с. 46. | 1 | Рассказать об органах чувств человека, в частносте о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. | |
«Что происходит с кислотой?», «Что такое кислотность?» Методическое руководство с.37 | 1 | Учить детей делать сравнительные измерения. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. | |
«Обобщающее занятие» | 2 | Закрепление ранее изученного материала. Коррекция дальнейших тем. Выявление интересов детей. Проведение опытов на выбор детей. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». | |
«Что такое пульс?» «Почему у разных людей разный пульс?» (Методическое руководство, С. 51) | 1 | Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. | |
«Когда сердце бьётся чаще. Пульс и упражнения» (4, С. 50) | 1 | Познакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. | |
«Два магнита». «Полюса магнитов» (З, С. 58) Методическое руководство с 43 | 1 | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты. | |
«Земля – это магнит» (З, С. 58) Неизведанное рядом с.152 | 1 | Познакомить детей с понятиями «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы», учить измерять поле различных магнитов. Показать на примере взаимодействие магнитов | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты, компас, медная и стальная пластины. | |
«Почему всё падает на землю».«Как увидеть притяжение?» (1, С. 70) Неизведанное рядом с.154 | 1 | Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения. Умение понимать взаимосвязь силы притяжения и веса предмета. | Беседа, опыт | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики. | Консультация «Ребёнок и компьютер: вред и польза» |
«Тянем-потянем», «Остаточный магнетизм» (3, С. 32) | 1 | Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие металлические предметы. | |
Итоговое занятие | 4 | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
- ноутбук;
- мультимедийный пректор;
- увеличительные лупы;
- настольная лампа;
- глобус;
- песочные часы;
- термометры: комнатный, уличный, медицинский;
- компас;
- «Блокноты исследователей»;
- фонарик;
- фонендоскоп;
- ёмкости разного объёма: пластиковые, металлические, стеклянные;
- разовая пластиковая посуда;
- магниты;
- цветные карандаши,
- микроскоп,
- шарики.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
- Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
- Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с. : ил.
- О.В.Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Студия экспериментирования "Наураша"
Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живе...
Дополнительна общеразвивающая программа Студия творчества «Королевство красок» 4-5 лет
Дополнительна общеразвивающая программа Студия творчества «Королевство красок» 4-5 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа студии " Маленькая академия наук"
Программа студии " Маленькая академия наук" является первой ступенью дошкольного образования и направлена на обеспечение ранней социализации детей от 1 года до 3 лет,развитие потенциальных в...
Конспект воспитательного мероприятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Наураша" - "В поисках датчика для Наураши"
Цель: Знакомство с техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша».Задачи:научить техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша...
Сборник загадок по темам, изучаемым в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Наураша» - "Загадки Наураши"
Цель: создание условий для познавательного развития и коммуникативных качеств дошкольников посредством овладения умением отгадывать загадки.Задачи:- развитие познавательной сферы детей;- развитие...