Воспитатель Григорян Маргарита Владимировна Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Группа №4 Воспитатель: Григорян Маргарита Владимировна
Консультация для воспитателей
на тему: «Детское экспериментирование в зимний период»
В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
В Федеральных государственных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, каким должен выйти ребёнок из детского сада (…любознательным, активным.) Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Такие дети не будут, испытывают трудностей в учёбе, ведь они же до школы овладеют высоким уровнем познавательной активности.
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой наш детский сад.
Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка.
Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.
Наступила зима. Свежевыпавший снег придаёт всему окружающему праздничность: белые дорожки, усыпанные первым снегом кустарники, припорошенные скамейки. На прогулке расскажите детям, какие интересные игры и занятия ожидают их зимой. Скажите, что все люди любят зиму и радостно её встречают.
Конечно для каждого возраста свои интересы и особенности экспериментирования на прогулке зимой:
Для младших групп: Необходимо расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду). Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки.
Экспериментально изучить свойства снега: холодный, белый, тает в тепле.
Средняя группа:
Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать по памяти осенний и зимний пейзажи.
Проводить простейшие опыты со снегом: расширять представления о том, что вода на морозе превращается в лед, а лед, снег и сосульки тают в тепле. Изготавливать цветные льдинки. Замерзание разных жидкостей.
Воспитатель может рассказать о том, что в результате выхлопа автомобильных газов, их частицы оседают на снег, из-за этого снег становится грязным. Следует показать детям, как растаявший снег превращается в грязную воду, и подвести к пониманию того, что снег нельзя кушать потому, что он грязный, а также холодный, и можно простудиться.
Старшая и подготовительная группы:
Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед, заморозки, снегопады, сильные ветры).
Закреплять умение определять свойства снега: холодный, пушистый, мягкий, липкий, рассыпается.
Закреплять знания детей, о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Объяснить, что зимой деревья и кустарники не погибают, а прекращают на это время свой рост.
Вот некоторые интересные эксперименты на прогулке зимой.
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Опыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно.
Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).
Опыт №5. Ледяной дом.
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.
Опыт №6. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем больше время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №7. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте.
Опыт №8. Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка, веточка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку или веточку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку или веточку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на тарелке или веточке образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Интересных и увлекательных вам зимних прогулок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Консультация для воспитателей по ПДД «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения:Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, о...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Григорян Маргарита Владимировна Доклад на тему Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию
Духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие....
Детско- родительский клуб «Дочки-Сыночки» Воспитатель Григорян Маргарита Владимировна
Задачи семейного клуба «Дочки-Сыночки»: оказание психолого-педагогической помощи родителям;пропаганда положительного опыта семейного воспитания;повышение педагогической культуры родителей ...
Детско- родительский клуб «Дочки-Сыночки» Воспитатель Григорян Маргарита Владимировна
Задачи семейного клуба «Дочки-Сыночки»: оказание психолого-педагогической помощи родителям;пропаганда положительного опыта семейного воспитания;повышение педагогической культуры родителей ...
Воспитатель Григорян Маргарита Владимировна Консультация для родителей
Повышение компетенции родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями обучающихся в целях полноценного развития каждого ребёнка....