Проблемная педагогическая ситуация
презентация

ДудареваТатьяна Васильевна

Технологии эффективной социализации дошкольников.

Проблемная педагогическая ситуация.

1 слайд

Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является технология «Проблемная педагогическая ситуация» («ППС») которая может проводиться как в начале, так в середине и в конце работы по проблеме.  

2 слайд

Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Зачем обучать всему этому дошкольника? В детском саду и дома ребенок находится в определенной зоне комфорта, где возникающие проблемы за него решает взрослый. Используя данную технологию в работе с детьми, взрослые смогут понять, умеет ли ребенок вести себя в нетипичной ситуации; как у него развиты чувства эмпатии, сопереживания, сочувствия.

3 слайд

Педагог, «отстраняясь» от ситуации, предоставляет возможность ребенку самостоятельно решать проблему.  Ребенок ставится в ситуацию морального выбора: поступить в соответствии с собственным желанием или установленными в группе правилами.

Использование ситуаций морального выбора ставит детей перед выбором - откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.

Время проведения от 15 минут в младших группах,  до 30 минут в старших.

4 слайд

Любая такая ситуация является методом диагностики состояния детей в группе.

Для того  чтобы ППС прошла успешно, необходимо соблюдать   методику ее проведения.

Проведение ППС условно можно разбить на три части.

1 этап –  подготовительный. Он включает в себя планирование ситуации и разработку сценария. Сценарий должен быть продуман в различных вариантах, так как нельзя предугадать, как поведут себя дети или ребенок.

2 этап – создание реальной ситуации. Ситуация должна быть напряженной, но посильной для определенного возраста. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении детей, затем фиксирует степень совпадения для самоконтроля.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Желательно проводить видеозапись для дальнейшего обсуждения с педагогами. Человек, проводящий видеозапись должен быть незнаком детям, но знаком с возрастными особенностями развития детей и уметь завершить ситуацию на позитивном моменте.

3 этап – обсуждение. Любая ППС должна заканчиваться рефлексивным кругом. Это обязательное условие. Воспитатель задает вопросы: Что сейчас произошло? Что ты делал? Что ты чувствовал? Что вы будете делать в следующий раз? Во время беседы можно услышать, как правдивые ответы, так и не очень. Главное, не давать оценочных суждений поведению дошкольников, но можно слегка выделить понравившуюся реакцию: «Тебе действительно было жалко малыша?», «Ты хотел сделать приятное помощнику воспитателя?» и т.п.

5 слайд

Важно, что ребенку дается второй шанс. Если он не справился с ситуацией впервые, то после обсуждения, через некоторое время, спустя около двух недель, похожая ситуация происходит еще раз.  Ребенок уже более подготовлен к ней, у него уже имеется опыт и знания о том, что надо делать. Например: ребята нашли кошелек; через некоторое время разыгрывается аналогичная ситуация – нашли красивую интересную игрушку.

6 слайд

 Для бесед и обсуждений с детьми проблемных ситуаций социальной направленности можно использовать подборку коротких рассказов (Толстой, Носов, Осеева и т.д.), рассматривание сюжетных картинок с изображением какой-либо ситуации, беседы с обсуждением внезапно возникшего затруднения.  Эти ситуации позволяют ребенку мысленно принять участие в близкой для себя жизненной проблеме или задаче, развивают эмоциональную отзывчивость к близким людям, литературным персонажам, героям мультфильмов, сопереживают им, учатся адекватно откликаться на радостное или печальное событие в семье, детском саду.

Одну и туже ППС,  но в  разных  вариациях рекомендуется использовать через две недели, затем через три-четыре месяца, через год.   

  • Перед вами примеры проблемных педагогических ситуаций:

«Воспитатель заболел», «После прогулки нет обеда», «Помогите бабушке найти внука», «Посторонний на территории ДОУ», «Будем рисовать красками, а кисточек нет»; «Не хватает стульчиков»; «Дверь в группу захлопнулась, а ключа нет»; и другие. 

ППС «Операция «Кошелек»

Одной из ППС, проведенных в нашем детском саду, была ситуация под условным название «Операция «Кошелек», в которой приняли участие дети средних и  старших   групп. По сценарию ребята находят кошелек, в котором лежат деньги и карточки. Мы предполагали, что ребята, нашедшие кошелек обратят внимание на визитку с номером телефона и обратятся к взрослому с просьбой позвонить.

Для воспитанников средней группы ситуация была достаточно сложная, однако эти ребята были единственными, кто сразу обратил внимание на кошелек, подняли его и сразу отдали воспитателю. Конечно, самостоятельно найти хозяина кошелька они не смогли в силу возраста, однако очень порадовало, что ребята стали активно его искать, оглядываясь по сторонам. Когда воспитатель обратил их внимание на визитную карточку, ребята догадались, что речь идет о воспитателе Елене Петровне и сказали, где ее можно найти.

Видео 1

Воспитанники этой группы посещают детский сад всего второй год. Мы считаем, что данная ситуация позволила увидеть, что ребята обладают отзывчивостью, могут сопереживать, имеют представления об этических нормах поведения. На рефлексивном круге они говорили о том, что кошелек был чужой, поэтому брать его нельзя; Елена Петровна плакала и не могла купить шоколадку своему сыну. Подводя итоги беседы, ребята решили, что они сделали доброе дело и им это понравилось.

 

В старших группах ППС развивалась по-другому. Во-первых, все воспитанники старших групп прошли мимо кошелька. Одни клали кошелек на диван, говоря: «Кто-то кошелек потерял, пусть лежит, потом найдется», а другие просто проходили мимо.

Видео 6

Эту ситуацию можно рассмотреть с разных сторон – с одной стороны, ребята знают, что чужого брать нельзя, поэтому проходили мимо, с другой стороны, это может говорить о некоторой доли равнодушия: «Это меня не касается».

Здесь уже приходилось импровизировать методисту, которая снимала все на видео. На вопрос, почему ребята прошли мимо, они искренне удивились: «А, что надо было его поднять?».  Ребята одной из групп прошли мимо, удалось остановить три человека, которые с увлечением начали считать деньги.

Видео 4

          На видео слышно, как один из детей говорит: «На сто десять рублей можно что-нибудь купить». Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы к ним не подошли другие ребята.

Видео 5

 

Во время рефлексивного круга, все дети утверждали, что когда нашли кошелек, сразу хотели отдать его хозяину. Воспитатель обращалась к ребятам, которые пересчитывали деньги с вопросом «А что делал? Что ты предложил?». Правдивого ответа она не добилась.

В другой группе старшего возраста та же самая ситуация разыгрывалась по-другому.

Видео 7

Здесь ребята, хотя и обратились за помощью к воспитателю, тем не менее, сами обратили внимание на визитку с номером телефона.

Видео 8, 9

При обсуждении происшествия ребята этой группы четко проговорили алгоритм действий, если они еще раз столкнуться с подобной ситуацией, однако здесь есть над чем задуматься.

Видео 11,12

Если вы обратили внимание, то при ответе на вопрос воспитателя: «Почему вы не взяли кошелек себе?», все ребята отвечали, что это воровство, за это могут наказать и, никто из ребят не сказал, что ему было жалко самого человека. Конечно, ребята искали хозяина из желания помочь, но выразить это не смогли.

 

Как  уже говорилось нами выше, каждую ППС следует обсудить, провести с детьми обсуждение, беседы и т.д. и обыграть  подобную ситуацию  еще раз. Мы так и поступили. Попросили ребят, которые до этого с увлечением считали деньги, принести с кухни тарелку. На раздаточном столе возле кухни лежал планшет. Нам хотелось увидеть, как отреагируют дети на довольно-таки заманчивую для них игрушку. В этот раз для чистоты эксперимента рядом с детьми не было никого. Дети сходили на кухню, обратили внимание на планшет и ушли, не тронув его. Через некоторое время в группу пришла методист, пожаловалась, что где-то потеряла планшет и обратилась к детям и воспитателю с вопросом, не оставляла ли она планшет у них в группе.  Большая часть группы сразу откликнулась и начала искать планшет среди игрушек. Те дети, которые ходили на кухню, тоже отозвались. Они припомнили, что видели что-то похожее на планшет и повели Екатерину Викторовну на кухню. Планшета там не оказалось, тогда один из детей сам постучал в раздаточное окно и спросил, не видели ли повара его.  Так потеря была найдена. На вопрос, почему дети помогли найти пропажу, они ответили, что им стало жалко Екатерину Викторовну. А одна девочка сказала: «Хорошо, когда находится то, что потерялось».

 

Заключение

Ребёнок дошкольного возраста полностью зависит от взрослого. Свобода выбора – это умение выбирать лучшее для себя и других. Ситуации свободного выбора помогут ребёнку самому определить свою зону ближайшего развития, а педагогу – сориентироваться на неё. Чтобы дети употребляли свободу с пользой для дела, проблемные педагогические  ситуации   должны развивать ребёнка, а взрослым необходимо научиться создавать условия для расширения интересов и развития потребностей детей. Взрослый должен уметь создавать условия для поддержки детской активности и самостоятельности: мотивировать и создавать условия для детской игры и экспериментирования, предоставлять детям возможность проявлять свою активность и самостоятельность.

 Главный принцип компетентной помощи ребёнку - вместе с ребёнком, а не вместо него.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии эффективной социализации дошкольников Проблемная педагогическая ситуация Выполнила: воспитатель Дударева Т.В. МБДОУ «ЦРР – д/с № 54 «Малыш» г. Находка

Слайд 2

Цель: самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Слайд 4

Структура ППС 1 этап – подготовительный . Он включает в себя планирование ситуации и разработку сценария. 2 этап – создание реальной ситуации . Ситуация проводится без присутствия взрослых. Желательно проводить видеозапись для дальнейшего обсуждения с педагогами. 3 этап – обсуждение . Любая ППС должна заканчиваться рефлексивным кругом. Воспитатель задает вопросы: Что сейчас произошло? Что ты делал? Что ты чувствовал? Что вы будете делать в следующий раз?

Слайд 5

Ребенку дается второй шанс. Если он не справился с ситуацией впервые, то спустя около двух недель, похожая ситуация происходит еще раз. Например: ребята нашли кошелек – нашли красивую интересную игрушку. Ребята ищут планшет.

Слайд 7

Примеры ситуаций: - «Воспитатель заболел»; «После прогулки нет обеда»; «Помогите бабушке найти внука»; «Посторонний на территории ДОУ»; «Будем рисовать красками, а кисточек нет»; «Не хватает стульчиков»; «Дверь в группу захлопнулась, а ключа нет»; и другие.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные педагогические ситуации

I группа- проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.II...

Проблемная педагогическая ситуация

Проблемная педагогическая ситуация...

Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»

Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»...

Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»

Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...

«Проблемная педагогическая ситуация и «Волшебный телефон» - как формы снятия психоэмоционального напряжения дошкольников»

Приблизиться к поэтапному разрешению проблем развитие у дошкольников саморегуляции поведения, усвоение ими социальных ролей и нравственных позиций. позволяют авторские «Современные технологии со...

Картотека Проблемных педагогических ситуаций

Картотека ППС в подготовительной группе...

Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения....