Мои разработки
статья

Заднеульцева Людмила Владимировна

Детско – родительские праздники как форма сотрудничества

 детского сада и семей воспитанников

Воспитатель:

Заднеульцева

Людмила Владимировна

МДОУ «Детский сад №16

с. Веселая Лопань

Белгородского района

Белгородской области»

 

   Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско– родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольников.

   Целью дошкольного образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно–нравственных ценностей, исторических и национально – культурных традиций народа. Реализовать её в полной  мере можно только во взаимодействии всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей. Это взаимодействие, констатируют авторы программы «Детство», обеспечивается открытостью и доступностью информации, регулярностью информирования, свободным доступом родителей в пространство детского сада, максимальным участием родителей в образовательном процессе, педагогической поддержкой семьи, повышением компетентности родителей в вопросах развития, образования детей, охраны и укрепления здоровья детей [2].

   Одна из форм взаимодействия – детско-родительские праздники. Дошкольники любят праздники, особенно, если это совместное с родителями весёлое творческое дело. Такие праздники – не только современная интерактивная форма сотрудничества педагогов и родителей, но и способ изменить формат взаимодействия, когда родители из «заказчиков образовательных услуг» становятся союзниками и помощниками воспитателей.

   В нашем опыте детско-родительские праздники посвящались важным детским событиям в жизни детей и наполнялись разным содержанием:

1 сентября - День знаний, в подготовительных группах проводится урок «Семья и семейные ценности», в октябре вместе отмечаем «День отца России», в ноябре «День Матери России», активно участвуют родители в праздниках посвящённых Дню защитника Отечества и 8 марта, в квестах, которые проводятся как сезонные физкультурные праздники и др. Главная идея всех праздников – «Мы дружная семья!», взаимная любовь всех членов семьи помогает решить любые игровые задачи на празднике, доставляет массу удовольствия детям,  сплачивает семью.

   Музыка, цветы, стихи, нарядные костюмы, тёплое общение с самыми близкими для детей людьми способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников. Приятно смотреть на лица и позы детей в ходе праздника. Положительные эмоции возникают от того, что папа и мама рядом, они видят, как их сын или дочь красиво читают стихи, все вместе они поют песни, танцуют, возводят дома из больших модулей, рассказывают разные истории, устраивают спортивные соревнования со всеми ребятами. На празднике речь идёт только о событиях, ярких жизненных представлениях и переживаниях, которые были в опыте детей, поэтому всё вызывает яркий эмоциональный отклик и запоминается прочно и на длительный срок.

   В День Знаний начинается праздник с приходом детей в детский сад утром, когда они вместе с родителями и воспитателем устраивают выставку цветочных композиций у центрального входа. Такая коллективная деятельность, выполнение определённых обязанностей, взаимная ответственность друг перед другом приводит к тому, что у дошкольников формируется чувство долга и ответственности, умение действовать согласованно во благо общего дела. Вечером устраивается детско-родительский весёлый праздник со стихами о школе, песнями, подвижными и музыкальными играми, в конце дети дарят родителям рисунки на тему «Школа, где я буду учиться». Позже психолог детского сада в индивидуальных беседах с родителями проанализирует эти рисунки, чтобы показать, как в характере рисунка проявляется отношение ребёнка к будущему обучению в школе, в чём могут возникнуть проблемы и как их предотвратить.

   Самыми популярными являются спортивные праздники, на которые приходят папы, мамы, старшие братья, сёстры. Все становятся равноправными партнёрами, членами соревнующихся команд. В младших и средних группах, конечно, никаких команд нет. Дети с родителями в несложные подвижные игры: «Спрячься в домик», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», которые перемежаются песнями, танцами. Удовольствие от праздника заключается в совместной с мамой или папой деятельности.

   Для старших дошкольников спортивные праздники – это настоящие соревнования, для них важен и сам процесс, и выигрыш, поэтому всегда есть команды. Праздник устраивается для одной группы, которую делят на две команды, чтобы все были вовлечены в активные действия, а не оставались просто зрителями. Дети и родители никогда не противопоставляются друг другу, они всегда в одной команде, всегда вместе выигрывают или проигрывают. Эстафеты, игры оцениваются в баллах, в конце подводится общий итог.

      Спортивный праздник всегда начинается с разминки, чтобы разогреть организм и подготовить его к основным нагрузкам. Упражнения для разминки подбираются заранее, всегда парные для ребёнка и взрослого. По viber проводим видео консультацию, показываем, как выполнять парные упражнения, просим дома поупражняться. Поскольку упражнения нестандартные, для детей интересные, родители тоже включаются в процесс подготовки к спортивному празднику, ведь без них ребёнок обойтись не сможет. Упражнения непростые, сразу ни «корзиночка», ни «ласточка», ни «великаны» не получаться – нужны домашние тренировки, родители понимают это и занимаются физкультурой со своим ребёнком, что безусловно полезно. Основная часть праздника – комплекс забавных игр с бегом, лазанием, прыжками, в которых команды все соревнуются, а в конце получают награды.    Спортивные праздники – замечательная форма двигательной деятельности, мотивирующая детей на занятия физической культурой. В любом деле фундаментальную роль играет мотивационная основа деятельности, всякое дело обречено стать нудным и скучным и хочется делать то, к чему лежит душа. Проблема мотивации – это соотношение свободы и принуждения в физическом воспитании ребёнка. Есть внутренний мотив – ребёнок свободен, нет подвергается насилию. На спортивном празднике дети чувствуют себя свободно и радостно.

   В рейтинге предпочитаемых родителями форм взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения совместные детско-родительские праздники стоят на первом месте, после фото-видео информирования родителей о жизни детей и детскому саду через  viber. Это позволило внести их в образовательный процесс, как новую образовательную технологию, наряду с пространством детской реализации, образовательным событием, утренним и вечерним кругом, развивающим диалогом, технологией позитивной социализации.

   Все перечисленные технологии помогают перейти на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребёнка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Подготовка спортивного праздника, совместное с детьми обсуждение и выбор игр, сочинение новых конкурсов, эстафет, подбор нужного инвентаря предоставляет оптимальные возможности для детской самостоятельности, активности, выбора занятий по интересам.

    В качестве доказательства целесообразности организации детских праздников сошлёмся на программу, по которой работает наше учреждение. Это примерная образовательная программа «Детство » Т.И. Бабаева, А.Г. Гобаридзе и парциальная программа «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, авторы которых стоят на позиции: «… что существенной особенностью процесса детского развития является обязательное участие двух человек: взрослого и ребёнка. Взрослый выступает в роли носителя идеальной формы. Ребёнок осваивает её, совершенствуя свою первичную форму в процессе взаимодействия, подражая взрослому» [2]. На детско-родительских спортивных праздниках дети видят взаимодействие значимых для них взрослых – педагогов и родителей, подражают им в стремлении к здоровому образу жизни, умению организовать свой досуг, творчески решать различные жизненные ситуации.

Литература

1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2019 – 336с.

2. Т.И. Бабаева, А.Г. Гобаридзе. О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. – 352с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_statya_dlya_sayta.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Детско – родительские праздники как форма сотрудничества

 детского сада и семей воспитанников

Воспитатель:

Заднеульцева

Людмила Владимировна

МДОУ «Детский сад №16

с. Веселая Лопань

Белгородского района

Белгородской области»

   Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско– родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольников.

   Целью дошкольного образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно–нравственных ценностей, исторических и национально – культурных традиций народа. Реализовать её в полной  мере можно только во взаимодействии всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей. Это взаимодействие, констатируют авторы программы «Детство», обеспечивается открытостью и доступностью информации, регулярностью информирования, свободным доступом родителей в пространство детского сада, максимальным участием родителей в образовательном процессе, педагогической поддержкой семьи, повышением компетентности родителей в вопросах развития, образования детей, охраны и укрепления здоровья детей [2].

   Одна из форм взаимодействия – детско-родительские праздники. Дошкольники любят праздники, особенно, если это совместное с родителями весёлое творческое дело. Такие праздники – не только современная интерактивная форма сотрудничества педагогов и родителей, но и способ изменить формат взаимодействия, когда родители из «заказчиков образовательных услуг» становятся союзниками и помощниками воспитателей.

   В нашем опыте детско-родительские праздники посвящались важным детским событиям в жизни детей и наполнялись разным содержанием:

1 сентября - День знаний, в подготовительных группах проводится урок «Семья и семейные ценности», в октябре вместе отмечаем «День отца России», в ноябре «День Матери России», активно участвуют родители в праздниках посвящённых Дню защитника Отечества и 8 марта, в квестах, которые проводятся как сезонные физкультурные праздники и др. Главная идея всех праздников – «Мы дружная семья!», взаимная любовь всех членов семьи помогает решить любые игровые задачи на празднике, доставляет массу удовольствия детям,  сплачивает семью.

   Музыка, цветы, стихи, нарядные костюмы, тёплое общение с самыми близкими для детей людьми способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников. Приятно смотреть на лица и позы детей в ходе праздника. Положительные эмоции возникают от того, что папа и мама рядом, они видят, как их сын или дочь красиво читают стихи, все вместе они поют песни, танцуют, возводят дома из больших модулей, рассказывают разные истории, устраивают спортивные соревнования со всеми ребятами. На празднике речь идёт только о событиях, ярких жизненных представлениях и переживаниях, которые были в опыте детей, поэтому всё вызывает яркий эмоциональный отклик и запоминается прочно и на длительный срок.

   В День Знаний начинается праздник с приходом детей в детский сад утром, когда они вместе с родителями и воспитателем устраивают выставку цветочных композиций у центрального входа. Такая коллективная деятельность, выполнение определённых обязанностей, взаимная ответственность друг перед другом приводит к тому, что у дошкольников формируется чувство долга и ответственности, умение действовать согласованно во благо общего дела. Вечером устраивается детско-родительский весёлый праздник со стихами о школе, песнями, подвижными и музыкальными играми, в конце дети дарят родителям рисунки на тему «Школа, где я буду учиться». Позже психолог детского сада в индивидуальных беседах с родителями проанализирует эти рисунки, чтобы показать, как в характере рисунка проявляется отношение ребёнка к будущему обучению в школе, в чём могут возникнуть проблемы и как их предотвратить.

   Самыми популярными являются спортивные праздники, на которые приходят папы, мамы, старшие братья, сёстры. Все становятся равноправными партнёрами, членами соревнующихся команд. В младших и средних группах, конечно, никаких команд нет. Дети с родителями в несложные подвижные игры: «Спрячься в домик», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», которые перемежаются песнями, танцами. Удовольствие от праздника заключается в совместной с мамой или папой деятельности.

   Для старших дошкольников спортивные праздники – это настоящие соревнования, для них важен и сам процесс, и выигрыш, поэтому всегда есть команды. Праздник устраивается для одной группы, которую делят на две команды, чтобы все были вовлечены в активные действия, а не оставались просто зрителями. Дети и родители никогда не противопоставляются друг другу, они всегда в одной команде, всегда вместе выигрывают или проигрывают. Эстафеты, игры оцениваются в баллах, в конце подводится общий итог.

      Спортивный праздник всегда начинается с разминки, чтобы разогреть организм и подготовить его к основным нагрузкам. Упражнения для разминки подбираются заранее, всегда парные для ребёнка и взрослого. По viber проводим видео консультацию, показываем, как выполнять парные упражнения, просим дома поупражняться. Поскольку упражнения нестандартные, для детей интересные, родители тоже включаются в процесс подготовки к спортивному празднику, ведь без них ребёнок обойтись не сможет. Упражнения непростые, сразу ни «корзиночка», ни «ласточка», ни «великаны» не получаться – нужны домашние тренировки, родители понимают это и занимаются физкультурой со своим ребёнком, что безусловно полезно. Основная часть праздника – комплекс забавных игр с бегом, лазанием, прыжками, в которых команды все соревнуются, а в конце получают награды.    Спортивные праздники – замечательная форма двигательной деятельности, мотивирующая детей на занятия физической культурой. В любом деле фундаментальную роль играет мотивационная основа деятельности, всякое дело обречено стать нудным и скучным и хочется делать то, к чему лежит душа. Проблема мотивации – это соотношение свободы и принуждения в физическом воспитании ребёнка. Есть внутренний мотив – ребёнок свободен, нет подвергается насилию. На спортивном празднике дети чувствуют себя свободно и радостно.

   В рейтинге предпочитаемых родителями форм взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения совместные детско-родительские праздники стоят на первом месте, после фото-видео информирования родителей о жизни детей и детскому саду через  viber. Это позволило внести их в образовательный процесс, как новую образовательную технологию, наряду с пространством детской реализации, образовательным событием, утренним и вечерним кругом, развивающим диалогом, технологией позитивной социализации.

   Все перечисленные технологии помогают перейти на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребёнка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Подготовка спортивного праздника, совместное с детьми обсуждение и выбор игр, сочинение новых конкурсов, эстафет, подбор нужного инвентаря предоставляет оптимальные возможности для детской самостоятельности, активности, выбора занятий по интересам.

    В качестве доказательства целесообразности организации детских праздников сошлёмся на программу, по которой работает наше учреждение. Это примерная образовательная программа «Детство » Т.И. Бабаева, А.Г. Гобаридзе и парциальная программа «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, авторы которых стоят на позиции: «… что существенной особенностью процесса детского развития является обязательное участие двух человек: взрослого и ребёнка. Взрослый выступает в роли носителя идеальной формы. Ребёнок осваивает её, совершенствуя свою первичную форму в процессе взаимодействия, подражая взрослому» [2]. На детско-родительских спортивных праздниках дети видят взаимодействие значимых для них взрослых – педагогов и родителей, подражают им в стремлении к здоровому образу жизни, умению организовать свой досуг, творчески решать различные жизненные ситуации.

Литература

1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2019 – 336с.

2. Т.И. Бабаева, А.Г. Гобаридзе. О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. – 352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...

Методическая разработка на тему” Ключи от детского счастья” в форме” Разработка плана конспекта проведения родительского собрания”

тема:” Ключи от детского счастья.” Развитие уважительного и бесконфликтного общения родителей со своими детьми....

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".

АктуальностьАктуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...