Мои разработки
статья
Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста
в процессе экспериментирования с объектами природы
Воспитатель:
Заднеульцева
Людмила Владимировна
МДОУ «Детский сад №16
с. Веселая Лопань
Белгородского района
Белгородской области»
Аннотация. В статье предлагается описание развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами природы, при его помощи которого осуществляется всестороннее развитие детей.
Стратегические направления развития дошкольного образования предусматривают реализацию нового подхода к оптимизации взаимодействия детей с окружающей средой. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать развитию его исследовательской активности и инициативы.
Одним из самых эффективных видов деятельности, который поможет реализовать эти задания есть экспериментально – исследовательская деятельность. Она предусматривает расширение ориентации детей в окружающем мире, формирование познавательных способностей, создание условий для проявления осознанной оценки своих возможностей, воспитания настойчивости в достижении позитивного результата, исследовательского интереса. Данный вид деятельности является эффективным средством воспитания и обучения, поскольку во время него осуществляется гармоничное развитие всех сторон личности дошкольника, формируются основы целостного мировозрения и понимания окружающего мира, прививается любовь к родной природе [1.c.11].
Экспериментально – исследовательская деятельность в природе удачно сочетает в себе творчество и действия, которые являются основой психического развития ребёнка. Исследуя объекты природы при помощи разных анализаторов в сознании дошкольного возраста их целостного отражения, на основе которого ребёнок учится их отличать их свойства. Например, благодаря зрительному и тактильному восприятию маленький исследователь быстро различает сухую землю от влажной, рыхлую от твёрдой; гладкую кору дерева от колючей, скользкую от шероховатой. Надлежащую роль при этом играют разные способы исследования, которые использует ребёнок и уровень сформированности представлений о характерных свойствах живых организмов. В целом, привлечение детей к экспериментально – исследовательской деятельности направлено на организацию познавательных действий дошкольника, формирование его исследовательской активности.
Вместе с тем, экспериментально – исследовательская деятельность создает возможность своим участием увидеть и то, что объективно существующей природе не поддаётся наблюдению. Речь идёт об исследованиях новых объектов, которые можно превратить , изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений, которые недоступны для восприятия с помощью органов чувств. Это захватывает детей больше , чем возможность получения информации при участии разных анализаторов. На основе выявления таких взаимосвязей у воспитанников происходит накопления опыта познавательной деятельности [1 c.42].
В свою очередь, об интеллектуальном развитии ребёнка свидетельствует и уровень её любознательности и развитие у него исследовательских умений (ставить цель; активизировать объект или явление, выделяя существенные признаки и связи; сопоставлять разные факты; выдвигать гипотезы; подбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять опыты и по завершению их делать определённые умозаключения и выводы) [2 c.39]. Принимая это во внимание, можно сделать вывод о влиянии структурных компонентов данного вида деятельности на стимулирование развития познавательной мотивации, активности и совершенствования умственных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения).
Однако, экспериментально – исследовательская деятельность не только создаёт все необходимые условия для развития интеллектуальных умений воспитанников, но и нацеливает на совершенствование способности длительное время сосредотачиваться на объектах исследования, держать в памяти необходимую о них информацию и представить будущий результат своей деятельности. Важно отметить, что развитие этих процессов зависит от мотивации и интереса ребёнка к выполняемой их деятельности. Исходя из этого, чем более разнообразной и интенсивной она будет, тем больше новой информации получит маленький исследователь, а следовательно, тем быстрее он будет развиваться [1 c. 29-23]
Следует отметить, что экспериментально – исследовательская деятельность влияет также на формирование личностных черт маленького исследователя: появляется инициативность при внесении предложений; самостоятельность при определении последовательности выполнения заданий, при сотрудничестве с другими детьми и взрослыми, в использовании вспомогательных источников, распределении своего времени.
Учитывая выше сказанное, можем утверждать, что данный вид деятельности является эффективным средством формирования исследовательской активности и творчества, познавательно – деятельностной самореализации детей дошкольного возраста. Ведь, при его помощи осуществляется всестороннее развитие детей в целом.
Литература
1. Медведева Т.О. «Познавательная деятельность старших дошкольников»
// Дошкольное воспитание – 2006. - №8
2. Шумей Т.И. // «Маленькие исследователи» - 2008. - №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_statya_dlya_sayta.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста
в процессе экспериментирования с объектами природы
Воспитатель:
Заднеульцева
Людмила Владимировна
МДОУ «Детский сад №16
с. Веселая Лопань
Белгородского района
Белгородской области»
Аннотация. В статье предлагается описание развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами природы, при его помощи которого осуществляется всестороннее развитие детей.
Стратегические направления развития дошкольного образования предусматривают реализацию нового подхода к оптимизации взаимодействия детей с окружающей средой. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать развитию его исследовательской активности и инициативы.
Одним из самых эффективных видов деятельности, который поможет реализовать эти задания есть экспериментально – исследовательская деятельность. Она предусматривает расширение ориентации детей в окружающем мире, формирование познавательных способностей, создание условий для проявления осознанной оценки своих возможностей, воспитания настойчивости в достижении позитивного результата, исследовательского интереса. Данный вид деятельности является эффективным средством воспитания и обучения, поскольку во время него осуществляется гармоничное развитие всех сторон личности дошкольника, формируются основы целостного мировозрения и понимания окружающего мира, прививается любовь к родной природе [1.c.11].
Экспериментально – исследовательская деятельность в природе удачно сочетает в себе творчество и действия, которые являются основой психического развития ребёнка. Исследуя объекты природы при помощи разных анализаторов в сознании дошкольного возраста их целостного отражения, на основе которого ребёнок учится их отличать их свойства. Например, благодаря зрительному и тактильному восприятию маленький исследователь быстро различает сухую землю от влажной, рыхлую от твёрдой; гладкую кору дерева от колючей, скользкую от шероховатой. Надлежащую роль при этом играют разные способы исследования, которые использует ребёнок и уровень сформированности представлений о характерных свойствах живых организмов. В целом, привлечение детей к экспериментально – исследовательской деятельности направлено на организацию познавательных действий дошкольника, формирование его исследовательской активности.
Вместе с тем, экспериментально – исследовательская деятельность создает возможность своим участием увидеть и то, что объективно существующей природе не поддаётся наблюдению. Речь идёт об исследованиях новых объектов, которые можно превратить , изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений, которые недоступны для восприятия с помощью органов чувств. Это захватывает детей больше , чем возможность получения информации при участии разных анализаторов. На основе выявления таких взаимосвязей у воспитанников происходит накопления опыта познавательной деятельности [1 c.42].
В свою очередь, об интеллектуальном развитии ребёнка свидетельствует и уровень её любознательности и развитие у него исследовательских умений (ставить цель; активизировать объект или явление, выделяя существенные признаки и связи; сопоставлять разные факты; выдвигать гипотезы; подбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять опыты и по завершению их делать определённые умозаключения и выводы) [2 c.39]. Принимая это во внимание, можно сделать вывод о влиянии структурных компонентов данного вида деятельности на стимулирование развития познавательной мотивации, активности и совершенствования умственных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения).
Однако, экспериментально – исследовательская деятельность не только создаёт все необходимые условия для развития интеллектуальных умений воспитанников, но и нацеливает на совершенствование способности длительное время сосредотачиваться на объектах исследования, держать в памяти необходимую о них информацию и представить будущий результат своей деятельности. Важно отметить, что развитие этих процессов зависит от мотивации и интереса ребёнка к выполняемой их деятельности. Исходя из этого, чем более разнообразной и интенсивной она будет, тем больше новой информации получит маленький исследователь, а следовательно, тем быстрее он будет развиваться [1 c. 29-23]
Следует отметить, что экспериментально – исследовательская деятельность влияет также на формирование личностных черт маленького исследователя: появляется инициативность при внесении предложений; самостоятельность при определении последовательности выполнения заданий, при сотрудничестве с другими детьми и взрослыми, в использовании вспомогательных источников, распределении своего времени.
Учитывая выше сказанное, можем утверждать, что данный вид деятельности является эффективным средством формирования исследовательской активности и творчества, познавательно – деятельностной самореализации детей дошкольного возраста. Ведь, при его помощи осуществляется всестороннее развитие детей в целом.
Литература
1. Медведева Т.О. «Познавательная деятельность старших дошкольников»
// Дошкольное воспитание – 2006. - №8
2. Шумей Т.И. // «Маленькие исследователи» - 2008. - №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»
Данное электронное пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Цель данного пособия:...
Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...
Методическая разработка на тему” Ключи от детского счастья” в форме” Разработка плана конспекта проведения родительского собрания”
тема:” Ключи от детского счастья.” Развитие уважительного и бесконфликтного общения родителей со своими детьми....
Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".
АктуальностьАктуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...