Консультация для педагогов "Фонематический слух"
консультация (старшая группа)
Познакомить воспитателей с понятием "Фонематический слух". Дать рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.dlya_pedagogov.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ "Молчановская средняя общеобразовательная школа №2"
Консультация для педагогов
"Фонематический слух- основа правильной речи"
Выполнила: Фатыхова Е.В.,
учитель-логопед
с.Молчаново 2022г.
Цель:
1.Познакомить воспитателей с понятием "Фонематический слух".
2.Дать дальнейшие рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.
Формирование у детей грамматически правильной , лексически богатой и фонетически четкой речи- одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия или фонематического слуха.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки в речи, особенно близкие по звучанию и выполнить элементарный звуковой анализ. Другими словами, фонематический слух- это умение сосредоточиться на звуке.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию и правильно понимать смысл сказанного. Например: дом- лом-сом-ком.
Если у ребёнка развит плохо фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи. Отсюда ошибки в речи и на письме.
Фонематический слух нужно развивать в раннем возрасте. Для начала потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовой шум, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц).
Потом можно приступить к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия, как гласные и согласные звуки.
Этапы формирования фонематических слуха.
I этап (подготовительный). Узнавание неречевых звуков.
Игра "Что звучало?"
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Затем предложите детям закрыть глаза и отгадать, что звучало.
Игра "Похлопаем"
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.
Игра "Угадай, что делать".
Детям дают флажки. Если взрослый громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо , держат руки на коленях.
Игра"Где позвонили?"
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа или позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук , и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Игра "Весёлый бубен".
Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
Игра "Угадай, на чем играю".
Педагог показывает музыкальные инструменты, называет их, извлекает звуки, затем предлагает детям закрыть глаза, послушать эти звуки и угадать.
II этап (основной). Развитие речевого слуха- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра "Громко-тихо"
Педагог читает детям стихотворение.
Аня утром рано встала
Очень громко закричала: А-А-А(дети громко произносят звук А).
Тихо, Аня не кричи,
Других деток не буди.
Тихо: А-А-А (дети тихо произносят звук А)
Игра "Три медведя"
Педагог произносит фразу за медведей : Михайло Потапыч ( низким голосом), Настасья Петровна (голос средний), Мишутка (высокий голос). Дети должны отгадать, какой герой так говорит.
Дифференциация слов , близких по звуковому составу.
Игра "Верно-неверно"
Педагог показывает картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота). Задача детей- хлопнуть в ладоши, когда они услышат правильный вариант.
Игра "Слушай и выбирай"
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близкие по звучанию.
Мишка, мышка, миска.
Рак, лак, мак.
Педагог называет 3 слова в определенной последовательности, ребенок выбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра"Какое слово отличается"
Из 4-х слов, произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком- ком-кот-ком
Утенок- утенок-утенок- котенок
Дифференциация слогов.
Игра "Что лишнее?"
Педагог произносит ряды слогов
па- па- па- ба- па
Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат другой звук.
Игра "Повтори правильно"
Детям предлагается повторить за педагогом правильно пару слогов с оппозиционными звуками: па- ба, та- да , ка-га. Затем задачу можно усложнить, добавляя слоги в целую цепочку: са-за-за, та-да-та, ка-ка-га.
Игра "Подскажи словечко"
Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.
Лы- лы- лы-забиваем мы го(лы)
Жа-жа-жа- есть иголки у е(жа)
Дифференциация фонем.
1.Узнавание звука на фоне других звуков.
2.Узнавание звука на фоне слова.
3.Выделение гласных из ряда звуков.
4.Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
5.Выделение согласных из ряда других звуков.
Игра "Поймай звук"
Педагог произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши на заданный звук.
Игра "Какой звук чаще всех слышится"
Педагог произносит четверостишье, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Игра "Доскажи словечко"
Педагог читает стишок , а дети договаривают последнее слово.
На ветке не птичка-
Зверек- невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его (белка)
Игра "Что просит мышка"
Перед детьми игрушка мышки. Педагог изображает голос мышки "Я очень голодна, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А".
III этап. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Игра "Слово"
Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова- это начальный звук последующего (весна- автобус-слон-нос и т.д.)
Игра "Найди место звука в слове"
У каждого ребенка карточка (с тремя окошками). Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку, если звук слышится в середине слова, фишку ставят во вторую клеточку, а если звук слышится в конце слова, фишка ставится в третью клеточку.
Игра "Домики"
Перед ребенком домик, в котором живут звук к- к и набор картинок, задача ребенка найти слова, в которых есть эти звуки и поставить их в окошко.
Вывод: уделяя внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем процесс чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Развитие фонематического слуха у детей"
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звук...
Консультация: "Развитие музыкального слуха"
«В детях с самых ранних лет должно развиватьсячувство изящного, как один из первейших элементовчеловечности. Влияние музыки благодатно, и чемраньше они начнут испытывать его на себе - тем ...
Консультация развитие музыкального слуха
рекомендации для родителей...
консультация "Развитие ритмического слуха"
для родителей и воспитателей...
Консультация: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольн...
Консультация "Развитие фонематического слуха"
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...
Консультация " Формирование фонематического слуха у детей"
знакомство родителей с приемами формирования фонематического слуха у детей...