РП "Юный исследователь"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Филиппова Юлия Дмитриевна

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
«Юный исследователь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ №20 с/п д/с «Василёк»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
«Юный исследователь»

Старшая группа

Картинки-гномики-на-прозрачном-фоне-для-детского-сада-013.jpg     

                                             Воспитатель 1 квалификационной
категории:

Филиппова Ю.Д.

Пояснительная записка

   Введение.

 Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Познавательная деятельность понимается нами не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.                                                              

Метод экспериментирования один из самых эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Главным достоинством метода экспериментирования является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

              Программа дополнительного образования для детей «Юные исследователи» имеет естественно-научную направленность, обеспечивающую более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.

         Новизна программы кружка «Юный исследователь» состоит:
- в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;
- в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их 7 навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

           Отличительные особенности программы кружка «Юный исследователь». Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

  Актуальность программы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, первооткрывателем.  Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игры, занятия, прогулку, сон. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

 Цель программы: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной и проектной деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- Знакомить ребенка с различными свойствами веществ и материалов (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.);

- Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы;

- Формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

Развивающие: 

- Развивать творческую инициативу и самостоятельность;

-Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов;

          -  Развивать любознательность, исследовательскую деятельность, умение анализировать, сравнивать и расширять творческий потенциал.

           Воспитательные:

- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой;

-  Воспитывать бережное отношение к природе;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

- Воспитывать умение работать в группе, эффективно распределять обязанности.

    На современном этапе в соответствии с ФГОС работа выстроена через интеграцию образовательных областей.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Образовательная область

Область применения образовательной робототехники

Социально-коммуникативное развитие

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Развивать игровую деятельность. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Формирование навыка работать в команде, быть «командным игроком», уметь находить нестандартные решения и выход из сложных ситуаций, брать на себя ответственность, не только за себя, но и за всю работу в команде. Развитие новых качеств, таких как деловое общение, деловитость, предприимчивость посредством распределения ролей между участниками совместной работы. Становление самостоятельности, организация ролевого взаимодействия.

Познавательное развитие

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов)

Речевое развитие

Развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание хода опыта, материалов; повествование о построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Художественно- эстетическое развитие

Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.

Физическое развитие

Расширять кругозор детей о здоровом образе жизни. Координация движения, развитие крупной и мелкой моторики.

Целевая аудитория и возраст детей.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно- научной направленности «Юный исследователь» предполагает контингент обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.) 

Сроки реализации.  Продолжительность образовательного процесса - 2 года.

Зачисление детей для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется на основе добровольности.

Первый год обучения – 36 занятий, из них

- теоретические занятия – 9 занятий;

- практические занятия – 27 занятий.        

Второй год обучения – 36 занятий, из них

- теоретические занятия – 3 занятий;

- практические занятия – 33 занятий.        

Общий срок освоения программы определяется содержанием программы:

Стартовый уровень

144 часов на весь период обучения, 72 часа в год.
Ежегодный режим занятий: 1 раз в неделю,  1 академический час.

Запланированное количество учебных часов и календарный период времени реален и необходим для освоения Программы «Юный исследователь».

Форма обучения – очная.

Форма организации деятельности. Занятия проводятся в групповой форме. Группы формируются по возрастному принципу.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной. Во время занятия проводятся физкультурные и игровые паузы.

При дистанционной форме работы продолжительность занятия не превышает 30 минут (с учетом самостоятельной работы).

Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 5-6 лет (1-й год обучения)

- сформированы естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;

- сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;

-проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативу к детскому экспериментированию, как к совершенно особой области человеческого познания;

- умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;

- планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата;

- соблюдает правила техники безопасности при выполнении экспериментов;

- сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 6-7лет (2-й год обучения)

- сформированы умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

- развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

- сформированы умения по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. видит несоответствие цели и действий и корректирует свою деятельность.

- развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Критерии и способы определения результативности:

Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: Беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы.

Учебно-тематическое планирование программы
«Юный исследователь»

Первый год обучения

(2021-2022 уч.год)

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

2

«Наши помощники - органы чувств»

Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

3

«Необычные кораблики»

Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.

4

«Волшебная вода»

Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды

Октябрь

1

«Вода – растворитель»

Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.

2

«Воздух»

Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться,  и содержится в различных предметах.

3

«Звук»

Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой

4

«Волшебный свет»

Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.

Ноябрь

1

«Что такое масса, длина и высота»

Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

2

«Песок»

Выявить значение почвы

3

«Глина. Камень»

Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.

4

«Соль. Сахар»

Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

Декабрь

1

«Почва»

Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

2

«Само удивительное вещество на земле»

Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

3

«Дерево»

Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

4

«Бумага»

Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

Январь

1-2

«Ткань»

Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

3-4

«Стекло»

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло

Февраль

1

«Зеркало»

Выявить особенности отражение в зеркал.

2

«Мыло-фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри

3

«Резина»

Познакомить со свойствами резины и её качествами

4

«Пластмасса»

Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

Март

1

«О мире растений»

Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений

2

«Как дышат растение»

Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

3

«Строение, значение, функции и видоизменения частей растения»

Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде

4

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Апрель

1

«Дружба красок»

Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

2

«Металл»

Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

3

«Магнит»

Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

4

«Цветы в вазе»

Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.

Май

1

«Вес, притяжение»

Определить, почему все падает на землю.

2

«3 состояния вещества»

Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

3

«Секретные записи»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность.

4

«Все обо всем»

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Второй год обучения

(2022-2023 уч.год)

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

2

«Вода бывает тёплой, холодной, горячей»

Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.

3

«Водяные весы»

Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

4

«Поможем воде стать чистой»

Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

Октябрь

1

   «Делаем облако»

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

2

«Растущие малютки»

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

3

«Свет и тень»

Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

4

«Волшебный круг»

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра

Ноябрь

1

«Радуга на стене»

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

2

«Необычное рисование»

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

3

«Кислород и пламя»

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.

4

«Упрямы предметы»

Знакомство с инерцией

Декабрь

1

«Вкусовые зоны языка»

Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

2

«Откуда берётся голос?»

Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

3

«Влажное дыхание»

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатической зоны)

4

«Изготовление цветных льдинок»

Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях

Январь

3

«Где рождается снег»

Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой

4

«Полярное сияние»

Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать

умение работать с различными материалами.  

Февраль

1

«Вырастим кристаллы»

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

2

«Появление островов»

Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

3

«Появление гор»

Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто

4

«Плавление парафина»

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина

Март

1

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

2

«Как не обжечься?»

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность)

3

«Мир ткани»

Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения

4

«Мир металлов»

Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования

Апрель

1

«Мир пластмасс»

Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства.

2

«Скорость звука»

Выявить особенности передачи звука на расстояние

3

«Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

4

«Необычная картина»

Действие магнитных сил

Май

1

«Что такое молния»

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.

2

«Волшебная расческа»

Знакомство со статическим электричеством

3

«Поющая струна»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).

4

 «Какими мы были исследователями?»

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и др.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы проведения эксперимента;

Список использованных источников:

                         Нормативная и законодательная

1. Федеральный закон от 29.2012 № 273 «Об образовании в Российской федерации».

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утв. приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014года № 1726-р

4. Программа развития воспитательной компоненты, Письмо МО РФ от 13.05.2013 №ИР-352/09

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

7. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

Методическая литература

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера2002.

2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М.- Педагогическое общество России, 2003.

8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.

9. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2011.

10. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.

11. Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009.

12. Прохорова. Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.

13. Н. А. Рыжова   Лаборатория в детском саду и дома. Москва: Линка-Пресс, 2012.

8. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

9. Филиппов С.А «Робототехника для детей и родителей», 3-е издание – СПб: Наука,  2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...