РП "Юный исследователь"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
«Юный исследователь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ №20 с/п д/с «Василёк»
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
«Юный исследователь»
Старшая группа
Воспитатель 1 квалификационной
категории:
Филиппова Ю.Д.
Пояснительная записка
Введение.
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Познавательная деятельность понимается нами не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из самых эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Главным достоинством метода экспериментирования является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Программа дополнительного образования для детей «Юные исследователи» имеет естественно-научную направленность, обеспечивающую более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.
Новизна программы кружка «Юный исследователь» состоит:
- в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;
- в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их 7 навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Отличительные особенности программы кружка «Юный исследователь». Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Актуальность программы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, первооткрывателем. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игры, занятия, прогулку, сон. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Цель программы: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной и проектной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- Знакомить ребенка с различными свойствами веществ и материалов (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.);
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы;
- Формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
Развивающие:
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность;
-Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов;
- Развивать любознательность, исследовательскую деятельность, умение анализировать, сравнивать и расширять творческий потенциал.
Воспитательные:
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Воспитывать умение работать в группе, эффективно распределять обязанности.
На современном этапе в соответствии с ФГОС работа выстроена через интеграцию образовательных областей.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Образовательная область | Область применения образовательной робототехники |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Развивать игровую деятельность. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Формирование навыка работать в команде, быть «командным игроком», уметь находить нестандартные решения и выход из сложных ситуаций, брать на себя ответственность, не только за себя, но и за всю работу в команде. Развитие новых качеств, таких как деловое общение, деловитость, предприимчивость посредством распределения ролей между участниками совместной работы. Становление самостоятельности, организация ролевого взаимодействия. |
Познавательное развитие | Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов) |
Речевое развитие | Развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание хода опыта, материалов; повествование о построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). |
Художественно- эстетическое развитие | Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов. |
Физическое развитие | Расширять кругозор детей о здоровом образе жизни. Координация движения, развитие крупной и мелкой моторики. |
Целевая аудитория и возраст детей.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно- научной направленности «Юный исследователь» предполагает контингент обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.)
Сроки реализации. Продолжительность образовательного процесса - 2 года.
Зачисление детей для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется на основе добровольности.
Первый год обучения – 36 занятий, из них
- теоретические занятия – 9 занятий;
- практические занятия – 27 занятий.
Второй год обучения – 36 занятий, из них
- теоретические занятия – 3 занятий;
- практические занятия – 33 занятий.
Общий срок освоения программы определяется содержанием программы:
Стартовый уровень
144 часов на весь период обучения, 72 часа в год.
Ежегодный режим занятий: 1 раз в неделю, 1 академический час.
Запланированное количество учебных часов и календарный период времени реален и необходим для освоения Программы «Юный исследователь».
Форма обучения – очная.
Форма организации деятельности. Занятия проводятся в групповой форме. Группы формируются по возрастному принципу.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной. Во время занятия проводятся физкультурные и игровые паузы.
При дистанционной форме работы продолжительность занятия не превышает 30 минут (с учетом самостоятельной работы).
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 5-6 лет (1-й год обучения)
- сформированы естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;
- сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;
-проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативу к детскому экспериментированию, как к совершенно особой области человеческого познания;
- умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;
- планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата;
- соблюдает правила техники безопасности при выполнении экспериментов;
- сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 6-7лет (2-й год обучения)
- сформированы умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- сформированы умения по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. видит несоответствие цели и действий и корректирует свою деятельность.
- развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
Критерии и способы определения результативности:
Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: Беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы.
Учебно-тематическое планирование программы
«Юный исследователь»
Первый год обучения
(2021-2022 уч.год)
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. |
2 | «Наши помощники - органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). | |
3 | «Необычные кораблики» | Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет. | |
4 | «Волшебная вода» | Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды | |
Октябрь | 1 | «Вода – растворитель» | Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. |
2 | «Воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах. | |
3 | «Звук» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой | |
4 | «Волшебный свет» | Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света. | |
Ноябрь | 1 | «Что такое масса, длина и высота» | Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. |
2 | «Песок» | Выявить значение почвы | |
3 | «Глина. Камень» | Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины. | |
4 | «Соль. Сахар» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту. | |
Декабрь | 1 | «Почва» | Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. |
2 | «Само удивительное вещество на земле» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками. | |
3 | «Дерево» | Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву. | |
4 | «Бумага» | Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. | |
Январь | 1-2 | «Ткань» | Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. |
3-4 | «Стекло» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло | |
Февраль | 1 | «Зеркало» | Выявить особенности отражение в зеркал. |
2 | «Мыло-фокусник» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри | |
3 | «Резина» | Познакомить со свойствами резины и её качествами | |
4 | «Пластмасса» | Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами. | |
Март | 1 | «О мире растений» | Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений |
2 | «Как дышат растение» | Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород | |
3 | «Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» | Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде | |
4 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | |
Апрель | 1 | «Дружба красок» | Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками. |
2 | «Металл» | Познакомить с металлом, его качествами и свойствами | |
3 | «Магнит» | Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. | |
4 | «Цветы в вазе» | Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. | |
Май | 1 | «Вес, притяжение» | Определить, почему все падает на землю. |
2 | «3 состояния вещества» | Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное | |
3 | «Секретные записи» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. | |
4 | «Все обо всем» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
Второй год обучения
(2022-2023 уч.год)
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | ||
2 | «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные. | |
3 | «Водяные весы» | Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. | |
4 | «Поможем воде стать чистой» | Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды | |
Октябрь | 1 | «Делаем облако» | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. |
2 | «Растущие малютки» | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | |
3 | «Свет и тень» | Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение | |
4 | «Волшебный круг» | Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра | |
Ноябрь | 1 | «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета |
2 | «Необычное рисование» | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | |
3 | «Кислород и пламя» | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. | |
4 | «Упрямы предметы» | Знакомство с инерцией | |
Декабрь | 1 | «Вкусовые зоны языка» | Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. |
2 | «Откуда берётся голос?» | Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | |
3 | «Влажное дыхание» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатической зоны) | |
4 | «Изготовление цветных льдинок» | Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях | |
Январь | 3 | «Где рождается снег» | Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой |
4 | «Полярное сияние» | Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать умение работать с различными материалами. | |
Февраль | 1 | «Вырастим кристаллы» | Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли. |
2 | «Появление островов» | Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | |
3 | «Появление гор» | Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто | |
4 | «Плавление парафина» | Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина | |
Март | 1 | «Путешествие капельки» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. |
2 | «Как не обжечься?» | Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность) | |
3 | «Мир ткани» | Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения | |
4 | «Мир металлов» | Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования | |
Апрель | 1 | «Мир пластмасс» | Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства. |
2 | «Скорость звука» | Выявить особенности передачи звука на расстояние | |
3 | «Почему комар пищит, а шмель жужжит» | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) | |
4 | «Необычная картина» | Действие магнитных сил | |
Май | 1 | «Что такое молния» | Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии. |
2 | «Волшебная расческа» | Знакомство со статическим электричеством | |
3 | «Поющая струна» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов). | |
4 | «Какими мы были исследователями?» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и др.
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
Список использованных источников:
Нормативная и законодательная
1. Федеральный закон от 29.2012 № 273 «Об образовании в Российской федерации».
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утв. приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014года № 1726-р
4. Программа развития воспитательной компоненты, Письмо МО РФ от 13.05.2013 №ИР-352/09
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
7. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
Методическая литература
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М.- Педагогическое общество России, 2003.
8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
9. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2011.
10. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.
11. Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009.
12. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
13. Н. А. Рыжова Лаборатория в детском саду и дома. Москва: Линка-Пресс, 2012.
8. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
9. Филиппов С.А «Робототехника для детей и родителей», 3-е издание – СПб: Наука, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...