Тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
методическая разработка
Тренинг для педагогов ДОУ "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_dou.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Тренинг для педагогов ДОУ
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Подготовила: педагог-психолог
Вальтер Татьяна Викторовна
С.Мамонтово 2023г
Тренинг для педагогов ДОУ
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Древние заповеди общения:
доверяйте тому, с кем общаетесь,
уважайте того, с кем общаетесь,
общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.
Цель: формирование у педагогов умения строить эффективное общение, преодолевать трудности взаимодействия с родителями и приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Задачи:
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2. Повышать у педагогов уверенность в себе;
3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями;
4. Искать новые способы поведения в контактах с родителями и оптимальные пути разрешения конфликтов.
Предварительная работа: Анкетирование педагогов на выявление развития безоценочного восприятия партнера по общению (Приложение №1). Сообщение о полученных результатах анкетирования.
Общение с родителями в соответствии с ФГОС:
В центре стандарта - требования к психолого-педагогическим условиям, среди которых – сотрудничество с семьей.
Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
Среди основных принципов:
1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3. Сотрудничество Организации с семьей;
4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, стремление к взаимодействию.
Воспитатели должны стремиться в общении с родителями к сотрудничеству, сотворчеству и совместным проектам для построения единого подхода в воспитании и формировании всесторонне развитой личности дошкольника.
Практическая часть:
- Упражнение «Общение с родителем – это…»
Содержание: группа делится на две команды и в течении 5 мин. каждая подгруппа выполняет следующее задание:
Первая перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «Общение с родителем». Например: «0» - обаяние;
«б» безусловное принятие родителя таким, какой он есть и т.д.
Вторая группа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова – «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленными ими списки критериев, а остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.
- Дискуссия «Я и родители моей группы» время 5-7 мин.
Вопросы к участникам:
- Каким образом на сегодняшний день складывается взаимодействие с родителями в вашей группе?
- Помогают ли они вам?
- Если у вас претензии к родителям?
- Предъявляют ли родители претензии к вам?
Для наглядности тренер записывает на доске все претензии родителей к воспитателю и воспитателя к родителям в два столбика. Например:
«Претензии родителей к воспитателю» «Претензии воспитателя к родителям»
- Предвзятость Неисполнительность
- Требовательность Равнодушие
Обсуждение: участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществе позитивного способа решения всех вопросов в работе с родителями в ДОУ.
- Упражнение «Преврати недостаток в достоинство» время 5-7 мин.
Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе. Необходимо подумать и найти позитивное зерно в выше перечисленном недостатке.
- Решение педагогических задач время 5-10 мин.
Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.
Вопросы для первой группы:
- Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
- Перечислите формы работы с родителями.
- Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
- Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Ситуация для анализа
Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:
«Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо кушать, куплю мороженого», «Это тебе за то, что хорошо себя вел» и т. д.
Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А что ты мне за это купишь?»
Вопросы:
- Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
- Формированию каких поступков эти методы способствуют?
Вопросы для второй группы:
- Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
- Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
- В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
В его присутствии
Без него
В присутствии всех членов семьи
Ситуация для анализа
Двухлетний Ванюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам! Сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы: Правильно ли поступила мама?
Каковы последствия поведения мамы?
Что бы вы посоветовали маме?
4. Упражнение «Работа с родителями» время 5-7 мин.
Содержание: Тренер делит участников на три подгруппы. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения.
Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников и школьников.
Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.
Обсуждение: участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ и в школах.
5. Упражнение «Что я вижу на картине?» время 5-7 мин.
Содержание: Два или три педагога-добровольца просят выйти из зала, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж, и первый педагог описывает, как можно более полно, что на ней изображено приглашенному участнику. Второй должен передать описание картины третьему участнику и т.д.
Последний участник рассказывает всей группе, как он понял, что изображено на картине. Описание картинки последним участником сравнивается с изображением.
Обсуждение: Выясняют, в чем была искажена информация.
Ищется «звено», на котором произошло искажение информации.
Выясняется, почему это произошло.
6. Упражнение «Испорченный телефон» время 5-7 мин.
Два или три добровольца просят выйти из зала, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Тренер зачитывает первому участнику текст, его можно не передавать дословно, главное – как можно точнее выразить содержание. Первый педагог передаёт текст, как можно более полно, приглашенному участнику. Второй должен передать текст третьему участнику и т.д. Текст сообщения (Приложение №2)
Информацию, которую запомнил последний участник сверяют с исходным текстом.
Обсуждение: Выясняют, в чем была искажена информация.
Ищется «звено», на котором произошло искажение информации.
Как вы думаете, почему это произошло? В чем причина?
7. Игра «Здравствуйте, мама Петя» время 5-7 мин.
Педагоги разыгрывают две ситуации:
- Один участник педагог – «прокурор», хочет рассказать родителю «всю правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.
- Один участник добродушный педагог – «адвокат», который хочет помочь ребёнку. Второй участник – наглая мама с установкой «все вокруг виноваты».
Подведение итогов тренинга.
Рефлексия: время 4-5 мин.
Приложение №1.
Анкета
Развитие безоценочного восприятия партнера по общению
Методика проведения: Уважаемые педагоги предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно. Варианты ответов «да», «нет», «иногда», ваш выбор необходимо подчеркнуть.
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? «да», «нет», «иногда».
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями? «да», «нет», «иногда».
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента? «да», «нет», «иногда».
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? «да», «нет», «иногда».
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения? «да», «нет», «иногда».
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством? «да», «нет», «иногда».
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? «да», «нет», «иногда».
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы? «да», «нет», «иногда».
- Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»? «да», «нет», «иногда».
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе? «да», «нет», «иногда».
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор? «да», «нет», «иногда».
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями? «да», «нет», «иногда».
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете? «да», «нет», «иногда».
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей? «да», «нет», «иногда».
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию? «да», «нет», «иногда».
Подсчитайте, пожалуйста, ваши варианты ответов:
«да» -
«нет» -
«иногда» -
Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
- 30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
- 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
- 19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
- 14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
- 9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
- 4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
- З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Приложение №2
Текст сообщения:
Заведующая ДОУ позвонила Марине Ивановне и попросила передать всем сотрудникам детского сада, что сегодня педсовета не будет, т.к. его организаторы были срочно направлены на совещание в ИМЦ. Сотрудникам необходимо в течение трех дней принести 200 рублей на приобретение семян цветов экзотических растений, в связи с тем, что между ДОУ города будет проводиться конкурс на самый оригинальный дизайн участка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями
Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...
Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...
Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...
Семинар для педагогов ДОУ "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. В связи с этим актуальны, на мой взгляд, и просто необходимы ин...
Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов вобщении и взаимодействии с родителями. Задачи:разобраться в причинах, ведущих к неэффективному общению между педаго...
Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...