Семинар для педагогов ДОУ "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"
методическая разработка (подготовительная группа)
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. В связи с этим актуальны, на мой взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия для педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие так же повышению уверенности в себе, объединяющие коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов ДОУ
« Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Федорова Елена Николаевна,
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №166 «Цветик - семицветик» г.Чебоксары
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».
Д. Карнеги
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. В связи с этим актуальны, на мой взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия для педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие так же повышению уверенности в себе, объединяющие коллег.
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи: - Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
- Содействовать повышению уверенности в себе;
Оборудование: бейджики на каждого участника, листы бумаги, доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации».
- Игра «Поменяйтесь местами те у кого…»
Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, день рождения в мае. Задача всем найти себе место.
- Игра на сплочение « Спираль»
Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
- Упражнение-самодиагностика « Я в лучах солнца».
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает свое имя. Далее необходимо прорисовать лучи идущие от этого груга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывется количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
- Дискуссия « Я и родители моей группы»
Вопросы к участникам:
- «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»
- «Помогают ли они Вам?»
- «Есть ли у Вас претензии к родителям?»
- «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения»
-Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
1. Улыбка.
2. Имя собеседника.
3. комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка.
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м.). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «вы должны это!» Чаще говорить: «Мы»: « Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
- Игра «Молекулы» (эмоциональная разрядка)
Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».
- Игра « Тренировка интонации» (Участники делятся на два круга)
Произнести фразы:
«Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» (первый круг).
«Мне хотелось бы большей откровенности в вашем разговоре» (второй круг).
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности.
По окончании произнесения участники сообщают, удалось ли на их взгляд, достичь цели воздействия. Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
- Игра «Волшебная игрушка» (упражнение педагогов в высказывании комплимента родителям)
- Пока звучит музыка, передаем игрушку по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке» Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
Обмен впечатлениями:
-Легко ли было говорить комплимент?
- Приятно ли было принимать комплимент?
Итог: Комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.
- Психотехническое упражнение «Давление»
Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнер давил на Ваши ладони?
А теперь попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению ,будет это родитель, коллега или ребенок мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Теоретическое вступление « Основы построения беседы с «трудным» родителем».
- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (высказывания педагогов).
« Трудные родители»:
-Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: « Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка.
На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: « Я Вас слушаю», « Я Вас понимаю…».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость, родитель начнет «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
-подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
- Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать свое мнение родителям.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
- Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена.
9. Игра – фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»(релаксация, закрепление положительных эмоций).
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это - Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что это свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.
Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.
Литература:
1.Зверева, О.Л., Кротова,Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ О.Л. Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: ТЦ Сфера, 2005г. – 80c.
2. Бабич, О.И., Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель 2014г. – 124c.
3. Чумакова, М.И., Смирнова, З.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2014г. – 135c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями
Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...
Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...
Развитие коммуникативной компетенции педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями
В материале представлен опыт работы с родителями в детском саду....
Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»
Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...
Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...