ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_docx.docx | 93.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностический уровень развития культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить особенности представлений о культуре поведения детей старшего дошкольного возраста и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.
Задачи:
- выявить уровень представлений о культуре поведения у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень умений культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения выше перечисленных задач, была разработана индивидуальная беседа с детьми, включающая следующие вопросы:
- Какие общественные места ты знаешь?
- Какого человека ты назовешь культурным?
- Как необходимо вести себя в детском саду?
- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к врачу?
- Как необходимо вести себя в автобусе?
- Как необходимо вести себя на день рождении?
- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?
- Какие правила культурного поведения ты знаешь?
Критерии оценки:
3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;
2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;
1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает.
В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос: «Какие общественные места ты знаешь»? 40% детей дали подробный ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, театр, музей, детский сад, бассейн, прокуратура» (уточняя их назначение). 30% детей назвали до 2-3 общественных мест, долго задумываясь над вопросом и в основном называя «магазин и театр». 30% детей вообще не имеют представления о том, что подразумевается под «общественными местами».
На вопрос: «Какого человека ты назовешь культурным?», выяснилось, что: 70% детей не смогли дать точный ответ, но понимают, что под культурным человеком подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо. 30% детей на вопрос ответить не смогли, т.е. не имеют представление о данном человеке.
На вопрос: «Как необходимо вести себя в детском саду?», 50% детей ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать и т.п.» 40% детей дали ответ не полный: «не бегать, тихо играть»; «не кричать, не драться»; «хорошо слушаться, не мешать воспитателям»; «не драться, не жадничать». 10% детей, т.е. один ребенок смог ответить одним словом: «хорошо».
На вопрос: «Как ты должен вести себя у врача на приеме?», 60% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать»; «спокойно сижу и жду»; «хорошо делать то, что врач говорит»; «не баловаться, вести себя хорошо, слушаться»; «не плакать, не кричать, сидеть тихо»; «не кричать, не бегать, ждать очередь». 30% детей дали ответ не полный и не точный, в основном одним словом: «хорошо, молча». 10% детей (т.е. один ребенок) ответил словом: «хорошо».
На вопрос: «Как необходимо вести себя в автобусе»?, 20% детей дали полный, самостоятельный ответ: «сижу и тихонечко смотрю в окошко». 70% детей долго задумывались над вопросом и ответы их были не полны, похожи друг на друга: «не кричу, сижу тихо». 10% детей (т.е. один ребенок) ответил: «сижу».
На вопрос: «Как необходимо вести себя на день рождении?», 10% детей (т.е. один ребенок) дал полный, содержательный ответ: «не баловаться, спрашивать разрешения, если что-то берешь, не бегать, не раскидывать игрушки». 70% детей ответили лишь в двух словах: «не балуюсь хорошо себя веду, не дерусь». 20% детей не смогли дать правильного ответа, ответив лишь словом: «хорошо».
На вопрос: «Как необходимо вести себя в театре или в музее»?, 30% детей ответили: «не бегать, ничего не трогать, не кричать, сидеть тихо»; «не баловаться, не кричать, не уходить от взрослых»; «не бегать, не кричать, не уходить с чужими, сидеть тихо и смотреть».
40% детей дали одинаковый, не полный ответ: «не баловаться, не кричать», 30% детей дали ответ: «тихо».
При ответе на вопрос: «Какие правила культурного поведения ты знаешь»?, 50% детей отвечали односложно, их ответы похожи, не полны: «не драться, не ругаться, хорошо себя вести»; «не накидывать пакет на голову»; «не обижать маленьких»; «слушаться в саду»; «не уходить далеко от мамы»; 50% детей не смогли дать ответ, т.к. не имеют представления и не понимают вопроса.
После опроса была составлена таблица уровней знаний детей.
Таблица 1
Уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения, в %
Группа | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Экспериментальная | 30% | 70% | - |
Контрольная | 20% | 80% | - |
Рис. 1.1. Характеристика уровней представлений о культуре поведения у детей экспериментальной и контрольной группы
Результаты опроса показали (см. рис.1.1), что на высоком уровне детей нет (0%), т.е. никто из детей не ответил правильно, полно, самостоятельно на все вопросы. Но нельзя утверждать, что дети не знают правила культурного поведения. Детям хорошо был понятен вопрос, хорошо была знакома та или иная ситуация, но дети не смогли самостоятельно справиться. Приходилось задавать наводящие вопросы.
На среднем уровне оказались 7 детей (70%) экспериментальной и 8 детей (80%) контрольной группы, которые хорошо ориентировались в той или иной ситуации, отвечали на все вопросы. Но этих знаний было не достаточно, чтобы ответ был полным. Ответы детей были односложны, похожи друг на друга.
На низком уровне оказались 3 детей (30%) экспериментальной и 2детей (20%) контрольной группы. Эти дети, которые на 5 из 10 вопросов ответили «не знаю». И лишь после помощи взрослого смогли ответить на все вопросы 1-2 словами: «хорошо сижу», «не бегаю», «не дерусь».
Для выявления уровня умений детей культурного поведения была разработана карта наблюдения, которая включала следующие показатели:
- использовать слова – приветствия;
- вести себя сдержанно;
- не привлекать излишнего внимания;
- разговаривать не громко;
- соблюдать порядок, чистоту;
- уступать место старшим;
- бережно относиться к вещам.
Критерии оценок по карте наблюдения:
3б - показатель присутствует;
2б - показатель присутствует частично;
1б - показатель отсутствует.
Максимальное количество баллов за задание – 21.
Уровни сформированности умения культурного поведения:
Высокий уровень – 19-21 балл.
Выше среднего – 15-18 баллов.
Средний – 10-14 баллов.
Ниже среднего – 5-9 баллов.
Низкий уровень – 0-4 баллов.
Таблица 2
Уровень сформированности умения культурного поведения детей экспериментальной группы
Имена детей | Использовать слова-приветствия | Вести себя сдержано | Не привлекать излишнего внимания | Разговаривать не громко | Соблюдать порядок, чистоту | Уступать место старшим | Бережно относиться к вещам | Общий балл | |
1 | КириллС. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
2 | Матвей М. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 16 |
3 | Юлай Р. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 19 |
4 | Алина Д. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
5 | Самира Б. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
6 | Егор И. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 19 |
7 | Камилла Г. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 19 |
8 | Илья Ч. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 17 |
9 | Настя Н. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 19 |
10 | Дина А. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 19 |
Таблица 3
Уровень сформированности умения культурного поведения детей контрольной группы
№/п | Имена Детей | Использовать слова-приветствия | Вести себя сдержано | Не привлекать излишнего внимания | Разговаривать не громко | Соблюдать порядок, чистоту | Уступать место старшим | Бережно относиться к вещам | Общий балл |
1 | Алина М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
2 | Дима Б. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 17 |
3 | Демьян А. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
4 | Дима А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 17 |
5 | Маша К. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 17 |
6 | Самир К. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
7 | Карина Ш. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
8 | Егор А. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 18 |
9 | Самир Б. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 18 |
10 | Яна Ш. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
Для сопоставления результатов исследования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы используем сводную таблицу.
Таблица 4
Уровни умений детей о культуре поведения в общественных местах, в %
Группа | Уровни | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
Экспериментальная | - | - | - | 40 | 60 |
Контрольная | - | - | - | 50 | 50 |
Рис. 2.2. Уровень сформированности умений у детей о культуре поведения
Для выявления умений культурного поведения была проведена экскурсия с детьми в библиотеку. В результате наблюдения выяснилось следующее (см. рис.2.2): 5 детей (50%) экспериментальной и 6 детей (60%) контрольной группы умеют применять слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, до свидания и т.д.) Умение «вести себя сдержано и не привлекать излишнего внимания» присутствует у всех детей (100%), т.е. дети внимательно слушали библиотекаря, не мешали друг другу, вели себя спокойно.
Умение «не громко разговаривать» в основном присутствует у 5 детей (50%) экспериментальной и 4 детей (40%) контрольной группы. Дети задавали вопросы, не мешая друг другу, посетителям библиотеки, что-то обсуждали между собой.
Умение «соблюдать чистоту и порядок» также присутствует у 8 детей (80%) экспериментальной и 9 детей (90%) контрольной группы - аккуратно клали свою одежду, при входе вытерли ноги, на рабочих местах были аккуратно сложены книжки и журналы. То же самое можно было сказать и об умении детей «бережно относиться к вещам». Дети аккуратно обращались с книжками, листали их, не мяли листы, клали книжки после просмотра на место.
Таким образом, для большей части детей экспериментальной и контрольной группы характерен высокий уровень. Пронаблюдав за детьми можно сделать вывод, что дети хорошо владеют умениями культуры поведения в общественных местах, т.е. умеют здороваться и прощаться, знают как вести себя в общественных местах (разговаривать тихо, не привлекать к себе внимание, соблюдать порядок).
Проанализировав представленные в констатирующем эксперименте все работы, можно сделать вывод:
- работа в группе по данной теме проводится, но недостаточно с точки зрения ее значимости и актуальности на современном этапе;
- детям необходимо дать конкретные знания о культуре поведения.
Анкетирование родителей.Цель: определить отношение родителей к воспитанию культуры поведения у дошкольников.
Материалы: анкеты
Проведение: Участвовали 11 родителей. Им были заданы следующие вопросы:
Результат: На использование вежливых слов всегда обращает внимание 55% родителей; 26% - редко, в зависимости от случая к случаю; 19% вообще не обращают внимание. 80% родителей уверены, что ребенок умеет здороваться и прощаться со всеми, 19% родителей, говорят, что их детям иногда необходимо напоминать об этом. К сожалению 73% родителей не объясняют ребенку необходимость доводить до конца начатое дело и не обращают внимание, ответственно ли ребенок подходит к этому делу; 27% родителей стараются объяснить.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость воспитания культуры поведения осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на культуру поведения у ребенка.
Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Цель: воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных ситуаций.
Задачи:
- разработать содержание проблемных ситуаций, демонстрирующих правила культуры поведения;
- разработать систему работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в общественных местах на основе проблемных ситуаций;
- определить педагогические условия, способствующие воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения перечисленных задач, была разработана система бесед и игровых проблемных ситуаций по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Данная система состояла из трех блоков, каждый блок в свою очередь содержал 3 блока. В итоге было проведено 9 бесед в игровой форме с проблемными ситуациями (см. Приложения 1,2,3). Рассматривались такие блоки, как:
1 блок «Как вести себя дома»;
2 блок «Как вести себя в детском саду»;
3 блок «Как вести себя в гостях».
Таким образом, в каждом блоке содержались правила культуры поведения, которые необходимо применять в той или иной ситуации (см. Приложения 1,2,3).
В первом блоке были проведены беседы, где дети знакомились с правилами поведения дома. (см. Приложение 1).
Во втором блоке дети знакомились с правилами поведения в детском саду (см. Приложение 2).
В третьем блоке занятий дети узнавали о правилах поведения в гостях (см. Приложение 3).
До проведения беседи игровых проблемных ситуаций в группе была создана предметно-развивающая среда, т.е. был создан уголок детской книги о культуре поведения, состоящий из: а) иллюстрации с правилами культуры поведения в различной деятельности детей; б) книжные издания для детей с красочными иллюстрациями и художественным словом по воспитанию культуры поведения. Здесь дети в свободное время имели возможность ознакомиться с данными иллюстрациями, книгами и играми.
Вышеуказанные блоки проблемных ситуаций были проведены в группе. Во время ситуаций детям был предоставлен иллюстративный материал по теме: «Культура поведения дома, в гостях и в общественных местах», использовалось художественное слово, во время игр дети использовали различные атрибуты, маски и костюмы. Игровые беседыпроходили в оживленной, интересной форме, дети с удовольствием отвечали на вопросы, были активны. Данные правила использовали в повседневной жизни, в сюжетно-ролевых играх.
Таким образом, в эксперименте самостоятельно нами был создан уголок детской книги и были составлены беседы с проблемными ситуациями, с помощью которых мы познакомили детей с правилами культурного поведения в общественных местах: дома, в детском саду, в гостях, в поликлинике, в транспорте. Дети знакомились с новыми понятиями, связанные с правилами поведения в общественных местах, с книжными изданиями написанные специально для детей. В процессе бесед дети знакомились с правилами поведения, находили решения в проблемных ситуациях, использовали полученные знания в играх, инсценировках, в деятельности. Можно с уверенностью говорить о том, что дети освоили содержание проводимой опытной работы. Это подтверждается и данными контрольного эксперимента.
Контрольный эксперимент проводился по методике аналогичной констатирующему.
Цель: выявить динамику форсированности представлений о культуре поведения и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.
В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос: «Какие общественные места ты знаешь»? 90% детей дали подробный ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, дом культуры, музей, детский сад, аптека, почта» (уточняя их назначение). 10% детей назвали до 2 общественных мест «детский сад, школа», долго задумываясь над вопросом.
На вопрос: «Какого человека ты назовешь культурным?», выяснилось, что: 80% детей смогли дать полный ответ и понимают, что под культурным человеком подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо, красиво одевается и разговаривает и т.д. 20% детей на вопрос ответили просто и одним словом « который ведет себя хорошо».
На вопрос: «Как необходимо вести себя в детском саду»?, 100% детей, т.е. все дети ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать, помогать нянечке, дружить с ребятами и т.п.»
На вопрос: «Как ты должен вести себя у врача на приеме»?, 100% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать, слушаться врача, прислушиваться к советам, ждать своей очереди».
На вопрос: «Как необходимо вести себя в автобусе»?, 80% детей дали полный, самостоятельный ответ: «сижу и тихонечко смотрю в окошко, не пачкаю сиденья, держу билетик до конца, никому не мешаю». 20% детей долго задумывались над вопросом и ответы их были не полны, похожи друг на друга: « сижу тихо, смотрю в окошко».
На вопрос: «Как необходимо вести себя на день рождении»?, 100% детей (т.е. все дети) дали полный, содержательный ответ: «не баловаться, спрашивать разрешения, если что-то берешь, не бегать, не раскидывать игрушки, со всеми знакомиться, хорошо вести себя за столом».
На вопрос: «Как необходимо вести себя в театре или в музее»?, 80% детей дали полный ответ: «не бегать, ничего не трогать, не кричать, сидеть тихо, слушаться маму, не бегать по залу»; 20% ответили неполным ответом «не баловаться, не кричать, сидеть тихо»; «тихо сидеть, никому не мешать.
При ответе на вопрос: «Какие правила культурного поведения ты знаешь»? 100% детей отвечали полным ответом, их ответы были самостоятельны: «не драться, не ругаться, хорошо себя вести, слушаться, не обижать маленьких, красиво разговаривать, не трогать чужие вещи».
После опроса была составлена таблица уровней знаний детей.
Таблица 5
Сопоставление уровней сформированности представлений у детей о культуре поведения, в %
Группа | Уровни | ||||||
Низкий | Средний | Высокий | Динамика | ||||
1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | ||
Экспериментальная | 30% | - | 70% | 60% | - | 40% | +40% |
Контрольная | 20% | 10% | 80% | 80% | - | 10% | +10% |
Рис. 3.3. Динамика сформированности уровней представлений о культуре поведения у детей экспериментальной и контрольной группы
Сопоставление результатов исследования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы до и после проведения эксперимента, позволил нам сделать следующие выводы:
1. В экспериментальной группе снизилось количество детей с низким уровнем сформированности представлений о культуре поведения с 30% до 0% (положительная динамика оценивается в 30%). В контрольной группе – с 20% до 10% (положительная динамика оценивается в 10%).
2. В экспериментальной группе снизилось количество детей со средним уровнем сформированности представлений о культуре поведения с 70% до 60% (положительная динамика оценивается в 10%). В контрольной группе –
осталось без изменений – 80% (положительная динамика оценивается в 0%).
3. В экспериментальной группе повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о культуре поведения с 0% до 40% (положительная динамика оценивается в 40%). В контрольной группе – с 0% до 10% (положительная динамика оценивается в 10%).
Таким образом, разработанная система бесед с игровыми проблемными ситуациями является эффективным средством формирования культуры поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста.
Повторное обследование старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы по карте наблюдений позволил сделать следующие выводы.
Таблица 6
Повторное исследование уровня сформированности умения культурного поведения детей экспериментальной группы
Имена детей | Использовать слова-приветствия | Вести себя сдержано | Не привлекать излишнего внимания | Разговаривать не громко | Соблюдать порядок, чистоту | Уступать место старшим | Бережно относиться к вещам | Общий балл | |
1 | Кирилл С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
2 | Матвей М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
3 | Юлай Р. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
4 | Алина Д. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
5 | Самира Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
6 | Егор И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
7 | Камила Г. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
8 | Илья Ч. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
9 | Настя Н. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
10 | Дина А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
Всего | 210 | ||||||||
Средний балл по группе в целом | 21 |
Таблица 7
Повторное исследование уровня сформированности умения культурного поведения детей контрольной группы
№/п | Имена детей | Использовать слова-приветствия | Вести себя сдержано | Не привлекать излишнего внимания | Разговаривать не громко | Соблюдать порядок, чистоту | Уступать место старшим | Бережно относиться к вещам | Общий балл |
1. | Алина М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
2. | Дима Б. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 18 |
3. | Демьян А. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
4. | Дима А. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 20 |
5. | Маша К. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 18 |
6. | Самир К. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
7. | Карина Ш. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
8. | Егор А. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 19 |
9. | Самир Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
10. | Яна Ш. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
Всего | 197 | ||||||||
Средний балл по группе в целом | 19,7 |
Для сопоставления результатов исследования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы используем сводную таблицу.
Таблица 8
Уровни умений детей о культуре поведения в общественных местах, в %
Группа | Уровни | ||||||||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Динамика | ||||||
1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | ||
Экспериментальная | - | - | - | - | - | - | 40 | - | 60 | 100 | +40% |
Контрольная | - | - | - | - | - | - | 50 | 20 | 50 | 80 | +30% |
Сопоставление результатов исследования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы позволил определить, что средний балл по группе в целом, в экспериментальной группе составил 21 балл, что указывает на высокий уровень, в контрольной – 19,7 (высокий
уровень). Но в отличие от экспериментальной группы, в контрольной группе выявлено 2 детей с уровнем выше среднего, тогда как в экспериментальной все дети имеют высокий уровень.
Рис. 4.4. Уровень сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения
Сопоставление результатов исследования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы до и после проведения эксперимента, позволил нам сделать следующие выводы:
1. В экспериментальной и контрольной группе до и после проведения опытно-экспериментальной работы небыли выявлены дети с низким, ниже среднего и средним уровнем сформированности знаний детей о культуре поведения.
2. В экспериментальной группе снизилось количество детей уровнем выше среднего сформированности знаний о культуре поведения с 40% до 0% (положительная динамика оценивается в 40%). В контрольной группе – с 50% до 20% (положительная динамика оценивается в 30%).
3. В экспериментальной группе повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности знаний о культуре поведения с 60% до 100% (положительная динамика оценивается в 40%). В контрольной группе – с 50% до 80% (положительная динамика оценивается в 30%).
Таким образом, разработанная система бесед и игровых проблемных ситуаций является эффективным средством формирования культуры поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста.
Пронаблюдав за детьми старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что дети хорошо владеют умениями культуры поведения в общественных местах, т.е. умеют здороваться и прощаться, знают как вести себя в общественных местах (разговаривать тихо, не привлекать к себе внимание, соблюдать порядок).
Целенаправленная работа по данной проблеме в ходе экспериментальной работы привела к хорошим результатам, что показал контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента утвердили нас в том, что у детей старшего дошкольного возраста можно формировать правила культурного поведения в процессе систематических бесед, досуговой деятельности. Сравнив результаты контрольного и констатирующего эксперимента можно сделать вывод: если в работе использовать такие приемы, методы, формы работы, используемые, в процессе досуговой деятельности они будут способствовать формированию культуры поведения, в том числе и в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, теоретическое осмысление прочитанной литературы и экспериментальных данных позволяет сделать вывод: проблемные ситуации – эффективное условие воспитания культуры поведения, в том числе и общественных местах у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Опытно-экспериментальная деятельность по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №45» Конспект непосредственно образоват...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...
«Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами»
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами» Возраст детей: 5-6 лет.Образоват...