Консультация для воспитателей Модульная система игровой технологии STEM
консультация

Саргина Кристина Александровна

Консультация для воспитателей Модульная система игровой технологии STEM

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ по теме:

«Модульная система игровой технологии STEM»

 

STEM-технология – новая ступень в дошкольном образовании

Современный педагог – это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? 

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM-технология может успешно использоваться   в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

Целью использования  STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Что такое STEM? 

S – science (естественные науки).

T – technology (технология).

– engineering (инженерное искусство).

– art (творчество).

M – mathematics (математика).

STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.

Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Как внедрить  STEAM образование в детском саду?…

  1. STEM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база.
  2. Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.
  3. Во-вторых, STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений, и дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»

Данная программа:

влияет на интеллектуальное развитие дошкольников; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

в игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать;

помогает приобретать необходимые математические, инженерные навыки.

Программа «STEAM -образование детей дошкольного возраста» включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:

  • LEGO-конструирование.

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов. Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и универсальная умственная способность

  1. Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.
  2. LEGO в основу работы с конструкторами закладывает метод познавательного и художественного поиска, что соответствует алгоритму организации проектной деятельности.
  3. LEGO органично сочетает игру, конструирование и программирование.
  4. LEGO, являясь средством индивидуального интеллектуального и творческого развития, тем не менее является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ним, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет, создавать дополнительные «гаджеты» для его реализации.

Поэтому целью образовательного модуля «LEGO-конструирование» является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников и младших школьников путём реализации образовательных инициатив «LEGO Еducation» через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с тематическими конструкторами LEGO.

 

  1. Математическое развитие – Целью данного образовательного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

 Структурно образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» привязан к возрастным задачам освоения математической действительности и представляет собой 3 блока: «Математическое развитие детей младенческого и раннего возраста», «Математическое развитие детей 3 – 5 лет», «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста».

  • Экспериментирование с живой и неживой природой

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности. Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира. В реализации данного образовательного модуля ««Экспериментирование с живой и  неживой природой»  участвуют воспитанники младшей, средней, старшей и  подготовительной групп. 

 

Формы работы:   

«Игры эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом  (предметами). Основное действие для ребенка – манипуляция с определенным предметом  на основе сюжета. 

 «Игры путешествия» – заключаются в том, что ребенок совершает прогулку в мир вещей,  предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого  условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности. 

 Простейшие поисковые и проблемные ситуации – основные действия: отгадывание и  поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами: «найди» и  «угадай». 

 Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов  другими (реальных – условными).   

«Игры этюды» – небольшие драматизации на основе стихотворного текста, которые  осуществляется детьми совместно с педагогом.   

Проблемные ситуации формы совместной деятельности педагога и детей, в которой  дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы,  помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

  • Дидактическая система Ф. Фребеля;

Модуль состоит из двух содержательных блоков. Это «Наборы для развития пространственного мышления № 1» (по системе Ф. Фрёбеля), и «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фрёбеля) — материалы в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения. Представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Данный модуль направлен на формирование естественно – научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста. Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. 

Для развития ребенка в младшей группе  у нас есть шесть “даров Фребеля”.

Первым даром является мяч. Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета  радуги) и белый. Каждый мяч – шар – на ниточке. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо – налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. 

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара,  основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина  на четыре части).

Четвертый дар – тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится  пополам, а каждая половина – на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна  стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Пятый дар – кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из  них разделены на более мелкие части.

Шестой дар – кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых  разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр. Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

А в старших группах важное изменение – это текстовое, словесное оформление игры. Все  “дары” Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Таким образом, реализовывался принцип единства действия и слова, который делает  действия ребенка и его чувственный опыт более осмысленными и осознанными,  способствует эстетическому развитию детей, развитию чувства ритма, гармонии и др.

Если во времена Фребёля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фребёля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы», «кубики, столбики, кирпичики», «цветные фигуры», «палочки», «кольца и полукольца», «фишки», «цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры».

  • Мультистудия «Я творю мир»

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма.

В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребёнка из любого другого модуля программы STEM- образования, будь то модели, созданные по системе Ф. Фрёбеля, объекты, собранные из LEGO, или роботы. При этом тематика мультипликационых фильмов может быть самой разнообразной.

  • Робототехника

Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования. Робототехника в детском саду – это развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности. Развитие креативности через научно-техническое творчество. Повышение мотивации и целеустремленности.

В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). В ходе работы создаются эскизы, рисунки, чертежи, делаются расчёты. Видом конструирования является моделирование. 

Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, с понятием «алгоритм»; проведению экспериментов с датчиками движения, расстояния, температуры и др. Конструкторы, входящие в модуль, различаются по способу крепления деталей (гайки, пазы, «шипы» и др.), классу роботов (мобильные или манипулятивные), а также по системам управления. Работа с модулем позволяет совершенствовать навыки логического и алгоритмического мышления; сформировать прочную базу для дальнейшего обучения в области программирования;

 

Преимущества STEM технологий:

  • Развивают любознательность.
  • Помогают выработать инженерные навыки.
  • Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
  • Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
  • Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении  и современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему :"Игровые технологии в экологическом воспитании"

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра.Применение игровых технологии является мощным стимулом развития экологического сознания дошкольников.  Ребенок в игре познает окружающи...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Модульная система игровой технологии STEM»

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Модульная система игровой технологии STEM» STEM-технология – новая ступень в дошкольном образованииСовременный педагог – это прежд...

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий о...

Консультация для воспитателей на тему: "Игровые технологии в ДОУ для детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра в жизни дошкольника. С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг.  Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие д...

Консультация для воспитателей на тему «Игровые технологии в ДОУ у детей дошкольного возраста».

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны   изменить» А.М. Горький.    Игровые технологии широко применяются в дошкольном воз...

Модульная система игровой технологии STEM образования 3-4 года

STEM - образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.Отлич...