Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности "Эта удивительная сода!
план-конспект занятия (старшая группа)
Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР -детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс.
Цель: Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования, через профессию Химик-лаборант.
Задачи:
- познакомить с профессией Химик-лаборант, познакомить с наукой химией
- дать элементарные представления о соде, ее свойствах, нахождении в природе, в получении и применении.
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
- воспитывать у детей интерес к профессии Химик-лаборант
- воспитывать познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Оборудование: сода, вода, уксус, лимонная кислота, гуашевая краска, жидкое моющее средство, поднос, стаканы, блюдца, ложки, белые халаты.
Предварительная работа: Беседа с детьми о соде, уксусе. Практические опыты с водой, воздухом, содой. Беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов, дидактические игры.
Обогащение словаря: Химия, пищевая сода, вещество, реакция, вулкан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zharkova_ga._udivitelnaya_soda.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 175»
Конспект занятия в старшей группе
на тему «Эта удивительная сода!»
Подготовила: воспитатель
Жаркова Галина Александровна
г. Новокузнецк, 2023 г.
Цель: Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования, через профессию Химик-лаборант.
Задачи:
- познакомить с профессией Химик-лаборант, познакомить с наукой химией
- дать элементарные представления о соде, ее свойствах, нахождении в природе, в получении и применении.
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
- воспитывать у детей интерес к профессии Химик-лаборант
- воспитывать познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Оборудование: сода, вода, уксус, лимонная кислота, гуашевая краска, жидкое моющее средство, поднос, стаканы, блюдца, ложки, белые халаты.
Предварительная работа: Беседа с детьми о соде, уксусе. Практические опыты с водой, воздухом, содой. Беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов, дидактические игры.
Обогащение словаря: Химия, пищевая сода, вещество, реакция, вулкан.
Ход занятия:
1 Вводная часть
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправляемся в настоящую лабораторию, в которой вы будете – младшими научными сотрудниками и будем совершать чудеса. Но мы одни не как не справимся, а поможет нам волшебница наука-химия, которая все знает о веществах и превращениях.
А о каком химическом веществе мы будем говорит сейчас вы узнаете, отгадав загадку:
Вот лежала, не горела,
На полке в баночке белела.
Кулинара пригласили,
Её уксусом гасили.
(Сода)
-Верно, а что вы знаете о соде? (ответы детей).
Подведем итог:
- это белый порошок
- без цвета и запаха, вкус – солоновато – мыльный
- при нагревании не горит и не меняет цвет.
Благодаря своим способностям хорошо растворяется в воде, а так же вступает во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение:
- при выпечке различных изделий
- в медицине для приготовления антибиотиков
- в производстве стекла
- лаков, красок
- для косметологических целей.
В каждой научной лаборатории очень бережно относятся к сотрудникам. Поэтому, начнем с техники безопасности (повторить и озвучить вместе с детьми).
- Не бери краски и вещества в рот;
- Вещества нельзя брать руками;
- Будь аккуратен и осторожен;
- Не отвлекайся во время работы;
- Держи место для проведения работ в порядке.
2.Экспериментальная часть
Воспитатель: Настало время провести ряд химических опытов в нашей лаборатории. Мы попробуем раскрыть всего лишь несколько секретов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии.
Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сейчас пойдет речь:
Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Верно, речь пойдет о вулкане. Знаете ли вы, что такое вулкан? (ответы)
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул - (Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»).
- Опыт с уксусом и содой «Вулкан»
-Хотите увидеть извержение вулкана. Попробуем это сделать. Нам понадобится: сода, уксус, моющее средство. Уксус разбавляем с водой и краской, добавляем несколько капель моющего средства и бросаем соду. Начинается извержение.
-А что же такое уксус? Уксус – бесцветная жидкость с резко – кислым вкусом и ароматом.
Вывод: При соединении соды, уксуса и моющего средства происходит химическая реакция – выделяется углекислый газ (нейтрализуют друг друга) происходит «гашение соды».
Это видно из опыта – смесь пузырится и начинает увеличиваться в объеме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.
-Продолжаем дальше. Все мы с вами знаем, что существует несколько способов надувания воздушных шаров. С одним из них вы знакомы. Давайте все вместе попробуем надуть наши шарики. Трудновато, не правда ли? А как надуть их полегче? Сейчас мы это узнаем.
Мне купили шар воздушный
- Ярко-красные бока,
Озорной и непослушный
- Так и рвётся в облака!
2. Опыт с содой и уксусом «Надуй шар»
Мои действия:
- насыпаем чайную ложку соды внутрь воздушного шарика
- наливаем уксус в бутылку с водой и лимонную кислоту.
- надеваем шарик на горлышко бутылки и высыпаем содержимое шарика в бутылку.
-Можно ли надуть шарик при помощи уксуса и соды? ДА!!! Вот так вот просто можно получить большой воздушный шар!
Вывод: при добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется невидимый углекислый газ, который и наполняет воздушный шарик.
Воспитатель: На этом наше с вами путешествие в тайны химии заканчивается. Будьте внимательнее к тому, что вас окружает, учитесь наблюдать…
У природы миллионы тайн,
Даже человек ее творенье
Чтобы все загадки разгадать
Требуются знанья и терпенье.
Ничего, что вы еще малы,
И порою тяжело учиться,
Только любознательным, друзья
Могут тайны эти приоткрыться
Рефлексия
Итак, мы приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки – химии.
Нам хотелось бы узнать, сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным или скучным и ненужным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по исследовательской деятельности на тему: "Удивительная глина".
Подвести детей к пониманию свойств глины и отличие ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая);Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память.Воспитывать желание ...
Конспект занятия в старшей группе "Удивительный подводный мир"
Техника: рисование «по мокрому листу»Программные задачи:Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.Развивать разнонаправл...
Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"
Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)
Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздухоискатели»
Развитие познавательной активности в процессе эксперементирования, расширение знаний о воздухе. Закрепление представления детей о воздухе и его свойствах. Закепление навыков проведения опытов. умение ...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. ...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»...